Адаптация в детском саду — трудная пора в жизни каждой семьи, как для ребят, так и для родителей. Очень грустно расставаться со своим любимым чадом, отдавая его незнакомым людям.» Как он будет без близких ему людей, будет ли сыт , не плачет ли?»— Такие мысли крутятся в голове у любой мамы, в первый раз отдавшей свою кровиночку в детский сад.
Сегодня мы расскажем вам о том, что такое адаптация, какие виды и степени бывают.
Дочитайте статью до конца, и вы узнаете, как подготовить малыша к детскому саду, чтобы он легче адаптировался к нему.
Что такое адаптация
Адаптацией называется умение живых организмов приспосабливаться к новым условиям существования. Во время адаптации происходит перестройка работы всех органов и систем.
Важно знать!
Адаптация в детском саду — процесс привыкания дошкольника к непривычной для него обстановке, незнакомым взрослым и детям, режиму дня, питанию, правилам и требованиям, отсутствию близких рядом.
Проблемы адаптации
В процессе привыкания к дошкольному учреждению у ребенка может возникнуть ряд проблем:
- регресс приобретенных навыков. Иногда малыш, который научился одеваться и раздеваться в домашних условиях, проситься на горшок, есть ложкой, пить из чашки, умываться, теряет способность воспроизводить уже сформированные умения. Он, как бы забывает все то, чему его учили родители, и не проявляет самостоятельность не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях;
- меняется настроение маленького человечка. Веселый, жизнерадостный малютка может стать капризным, плаксивым, проявлять агрессию. Малыш становится вялым, заторможенным. В детском саду не хочет разговаривать ни с детьми, ни со взрослыми, замыкаясь в себе, делается упрямым, драчливым. Кроха не хочет отпускать маму от себя даже дома, боится незнакомых людей;
- ухудшается аппетит. В дошкольном учреждении ребенок почти ничего не ест. Труднее всего приходится детям, которые привыкли потреблять мягкую, перетертую пищу. Такие малыши отказываются от овощей, гуляша, рыбы, даже котлет. Они пробуют только каши, пюре. Сложно привыкать к саду и ребятам, которые не любят молоко и молочные продукты. Дома аппетит у малышей во время адаптационного периода также портится. Наблюдаются желудочно-кишечные расстройства;
- нарушение сна. Дошколенок плохо спит, часто вздрагивает во сне. Утром в назначенное время его трудно разбудить, а днем в детском саду во время дневного сна он тихо лежит на кровати, всхлипывая, зовет маму. Вечером такие малыши выглядят уставшими и быстро засыпают. Некоторые дети, наоборот, не могут долго заснуть. Нарушение режима сна у дошкольника негативно воздействует на его нервную систему;
- понижение иммунитета. Маленький человек часто болеет. На него действует любое дуновение ветерка, перегревание. Он чаще подвержен инфекционным воздействиям при контакте с другими детьми или взрослыми.
Сколько длится адаптация в детском саду
Чтобы ответить на вопрос о длительности адаптационного периода, давайте разберемся, от каких факторов он зависит. Немаловажную роль при определении срока адаптации малютки играют также ее виды и степени, которые мы рассмотрим ниже.
Продолжительность привыкания к дошкольному учреждению зависит от ряда факторов:
- возраста ребенка;
- темперамента;
- состояния здоровья;
- умения общаться с детьми и со взрослыми.
Проанализируем каждый из этих факторов отдельно.
Когда лучше отдать ребенка в детский сад
Важно!
Сложнее всего происходит приспособление организма маленького человечка с 11 месяцев до 2 лет, потому что в это время особенно крепка эмоциональная связь ребенка с матерью. И любое расстояние, которое отдаляет дитя от мамы, приносит вред его психике.
Психологи утверждают, что самый оптимальный возраст, в который следует отдавать малютку в государственное или частное учреждение — это 2-3 года.
На третьем году жизни у карапуза появляется интерес к окружающему миру, его привлекают яркие игрушки, интересные занятия. В данном возрасте возникает ролевая игра. Дети воспроизводят действия с куклой: заботятся о больной, готовят обед, укладывают спать.
Мальчишки любят играть с машинами, выполнять различные постройки. Появляются новые виды деятельности: рисование, лепка.
Когда дошкольнику исполняется 3 года, его настигает кризис. Это кризис 3 лет, когда ребенок стремится к самостоятельности, пытается отделиться от взрослого. Именно в это время малыш может быстрее привыкнуть к новым социальным условиям.
Но важно, чтобы период адаптации не совпал с острым периодом кризиса 3 лет. Только в этом случае она пройдет безболезненно. Лучше отдать в дошкольное учреждение дитя немного позже, по мере совершенствования механизмов адаптации.
Важно!
Чем старше ребенок, тем длительнее адаптационный период, и сложнее привыкать к новой обстановке.
Так, в 5-6 лет у дошколенка уже складывается привычный образ жизни. Такие дети являются центром внимания родных, поэтому тяжело вливаются в коллектив ребят. Не терпят шума, застенчивы, мало общаются. Некоторые из них пытаются привлечь внимание воспитателя, часто обращаясь к нему.
Интересно!
Среднестатистические данные свидетельствуют о том, что адаптация у ребенка 2-3 лет длится от 7 до 10 дней, на 4 году жизни — 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте — более месяца.
Темперамент
На привыкание к дошкольному учреждению влияет тип темперамента малютки. Легче всего адаптируются сангвиники и флегматики. Они спокойно относятся к меняющимся условиям, не перевозбуждаются, легко восстанавливают силы.
Но флегматики малоактивны, поэтому с трудом находят себе друзей. Кроме того, они медлительны, часто задерживают группу при выполнении заданий на занятиях, во время обеда. Их часто подгоняют, но они спокойно воспринимают замечания. Начатое дело они всегда доводят до конца.
Сангвиники не могут длительное время заниматься одним и тем же делом. Им быстро надоедают определенные занятия, они часто меняют вид деятельности.
Легко привыкают к новому холерики. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Они быстро находят друзей, становятся их лидерами. Настроение холерика часто меняется: то он громко смеется, то через несколько минут сидит в расстроенных чувствах. Не любит проигрывать, хочет всегда быть первым. Такие дети часто дерутся. Они резки в движениях, громко разговаривают. Если им делают замечания, то они проявляют упрямство и агрессию.
Тяжелее всего меланхоликам. При любом крике сверстника, повышении голоса воспитателем или обычном нравоучении они начинают плакать, замыкаются в себе. Меланхолики трудно привыкают к новому. Они плаксивы, часто спрашивают про маму, когда она придет.
Состояние здоровья ребенка
Дошкольники, страдающие хроническими заболеваниями, привыкают к детскому саду тяжелее. Они часто чувствуют физические недомогания,тесно связаны с матерью.
У часто болеющих ребят слабый иммунитет, поэтому во время адаптационного периода у них повышается восприимчивость к инфекциям. Многие специалисты советуют отдавать таких детей в дошкольное учреждение позже.
Уровень социализации
От того, насколько узок был круг общения в семье до поступления малыша в детский сад будет зависеть, как быстро он привыкнет к дошкольному учреждению, и легко ли будет проходить адаптация. Если он контактировал только с мамой или бабушкой, не общался с другими взрослыми, мало бывал на детских площадках, то привыкнуть к новой среде ему будет трудно, потому что у него отсутствует опыт общения с другими людьми.
Такой ребенок очень привязан к близким, поэтому ему сложно пережить разлуку с ними. Плач, истерики, агрессия, неприятие правил и требований в детском саду, отказ от еды—признаки проявления стресса во время адаптационного периода. Кроха часто просит воспитателя позвонить маме, сильно грустит.
Другие малыши, которые общались не только с родителями, но и с другими взрослыми людьми: друзьями, коллегами мамы и папы, соседями, адаптируются гораздо легче. Но они стараются быть всегда около воспитателя, рассказывают ему о своей семье, интересных моментах его жизни. Когда педагог игнорирует малютку, не отвечает на вопросы малыша,то он сильно огорчается и начинает плакать. Детей боится и не общается с ними.
Легко привыкают к новой обстановке дошкольники, которые не только общались с разными взрослыми, но и часто бывали на детских площадках, играли с другими ребятами. У них есть опыт общения с детьми и взрослыми, поэтому адаптация проходит легко и быстро.
Виды адаптации в детском саду
Адаптация бывает:
- активная. В это время кроха отказывается идти в детский сад, маму долго не отпускает от себя, бежит за ней, когда она уходит. Долго не может успокоиться, упрямо не хочет разговаривать ни с кем. Если кто-то пытается малыша приласкать или предложить игрушку, плач усиливается. Нередки истерики: топание ногами, крики. Но с течением времени кроха постепенно привыкает к воспитателям, начинает общаться со сверстниками, включается в игры, занятия;
- пассивная. Малютка спокойно заходит в группу, общается со сверстниками, выполняет правила и требования в детском саду. Но у малыша снижается аппетит, ухудшается сон, он быстро утомляется, дома часто капризничает по вечерам. Через несколько недель такое состояние проходит, когда его организм полностью адаптируется к новым условиям;
- отложенная. Часто бывают случаи, когда дошкольник с удовольствием идет в детский сад, играет со сверстниками, ему нравятся занятия, прогулки. Но наступает момент (спустя несколько недель, и даже месяцев), когда он вдруг идет в дошкольное учреждение со слезами, не в силах отпустить маму от себя. Не хочет заходить в группу из раздевалки, даже, если мама уже ушла. Такое поведение ребенка возможно в течение 3 дней-3 недель;
- проваленная. Дошкольник в течение многих месяцев и даже лет не хочет идти в детский сад, постоянно плачет, не включается в игры других детей, не находит друзей. Если ребенок не может в течение несколько месяцев привыкнуть к детскому саду, обратитесь к психологу.
Степени адаптации
Различают 3 степени адаптации:
- легкую. Малыш быстро привыкает к детскому саду: спокойно расстается с родителями, общается и играет с другими ребятами, рассказывает о своих успехах воспитателю, выполняет требования взрослых. Ребенок адаптируется в течение 2-4 недель;
- среднюю. Такая адаптация проходит более болезненно и длится дольше: до полутора месяцев. Малютка плачет, долго не хочет отпускать маму. Но, когда мама уходит, он быстро успокаивается, проявляет интерес к играм и разговорам детей. Соблюдает режим дня. Такие дети в период адаптации склонны к частым простудным заболеваниям, причиной которых может служить нервное напряжение и риск инфицирования в новых условиях пребывания в коллективе сверстников;
- тяжелую. Адаптация длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Малыш постоянно плачет, не участвует в режиме дня или проявляет агрессию, не выполняет требования воспитателя, мешает другим заниматься. Но такая степень встречается редко.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Чтобы ребенок легче адаптировался к дошкольному учреждению, важна подготовка к нему.
В нее входит:
- формирование у детей навыков самообслуживания;
- приучение к режиму дня в детском саду;
- психологическая подготовка.
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Формирование культурно-гигиенических навыков
У малыша перед поступлением в детский сад должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки:
- есть ложкой и пить из чашки. Чтобы малыш мог питаться самостоятельно, не оставаться голодным в течение всего дня, нужно приблизить домашнее меню к меню в дошкольном учреждении. Так ребенок не будет отказываться от незнакомой ему пищи и съедать свою порцию. Важно, чтобы ваша кровиночка, ваша кроха ела дома не только второе, но и первое, молочные продукты, если нет пищевой аллергии, пила разнообразные напитки: кисель, какао, компот, соки;
- мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
- проситься в туалет. Уже в полтора года следует отучать карапуза от подгузников и высаживать на горшок по мере необходимости. Умение ходить в туалет упростит адаптацию ребенка к детскому саду;
- одеваться и раздеваться, хотя бы частично, а не ждать, когда его оденут. Воспитатель и няня помогут застегнуть пуговицы, надеть правильно сандалии и колготки. Важно, чтобы родители готовили для ребенка одежду, которую он легко мог надеть сам, а не тугие носки и ботинки, которые и взрослым трудно натянуть;
- самостоятельно засыпать. Некоторые дети засыпают в домашних условиях только, когда их укачивают, или мама ложится рядом. В детском саду такой возможности нет, воспитатель может прочитать сказку для всех детей, посидеть с малышом рядом, пока он не заснет, погладить, успокоить его, но не больше.
Навыки самообслуживания помогут дошкольнику быстрее приспособиться к правилам в детском саду, влиться в коллектив сверстников.
Распорядок дня в детском саду
Режим дня в детском саду зависит от группы, в которую попадет малыш того или иного возраста.
В него входят:
- утренняя гимнастика;
- игры;
- занятия;
- 2 прогулки: утром и вечером;
- дневной сон;
- корригирующая гимнастика после дневного сна;
- прием пищи; первый и второй завтрак,обед,полдник,ужин.
За 2-3 месяца до поступления в детский сад желательно приучить ребенка к распорядку дня дошкольного учреждения:
- укладываться не позже 20.30. Ложась вовремя, малыш быстрее проснется утром и спокойно отправится в детский сад;
- спать днем;
- гулять длительное время;
- делать утреннюю гимнастику;
- есть в определенное время, схожее с временем завтрака, обеда, полдника и ужина в детском саду. Исключить перекусы между приемами пищи.
Психологическая подготовка
Важна также психологическая подготовка к детскому саду.
- Желательно рассказывать о том, как хорошо в детском саду: много игрушек, детей, интересные занятия.
- Можно вспомнить, как сами ходили в детский сад, что там нравилось, показать фотографии.
- Малышу интересно слушать и придумывать вместе с мамой сказки и рассказы о дошкольном учреждении. В интернете много таких сказок: «Как Марина в садик ходила», «Про Веру и Анфису», «Как Андрюша захотел в детский сад» и другие.
- Нужно играть в детский сад с любимыми мягкими игрушками, читать стихи о нем, смотреть мультфильмы.
- Показывайте ребенку то, что вы испытывайте гордость, что он стал большим и идет в детский сад.
Адаптация в детском саду. Рекомендации родителям
Первый совет, и, по-моему, очень важный: нельзя оставлять вновь поступившего малыша в детском саду на целый день в первые 2 недели. Важно, чтобы он привык к новым условиям, правилам, незнакомым людям.
Часто родители, ссылаясь на то, что малыш идет с удовольствием в группу, а им нужно работать, оставляют его на весь день в первую же неделю. Через несколько дней они недоумевают, почему у него начались истерики, и он отказывается идти в детский сад.
Интересный факт!
Я часто вспоминаю малыша, который в первый день с таким желанием, интересом оглядывал игрушки в группе, общался с детьми, воспитателем. Мама оставила его на весь день. На второй и третий день он уже шел в детский сад со слезами, а в последующие дни, видя, как помощник воспитателя готовит кровати к дневному сну, начинал плакать, вплоть до истерики.
Даже, если малыш посещал другой детский сад и знает правила пребывания в нем, не нужно приводить его в группу на длительное время. Для ребенка поступление в другой сад— смена обстановки, новые люди, дети, помещение. Это также стресс для него. После болезни процесс адаптации возникает с новой силой.
Легче расставаться с ребенком помогут ритуалы. Например, поцелуи, «обнимашки». Мама может говорить о том, когда она придет, что будет делать в течение дня. Но нельзя кроху обманывать, говоря, что в обед его заберут, а малыш попадает домой только к вечеру. Он перестанет вам верить, и в следующий раз не отпустит вас.
Долго прощаться с ребенком нежелательно. Чем дольше вы прощаетесь с ним, проявляя обеспокоенность, тем хуже для него. Он чувствует вашу тревогу, и начинает переживать еще больше.
Спрашивайте ребенка, что он делал в детском саду, хвалите его за поделки и рисунки.
Легче всего привыкать малышу летом, когда дети находятся на улице длительное время, общаются и играют друг с другом.
Заключение.
Адаптация в детском саду проходит по-разному. Некоторые дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, другие с трудом сдерживают слезы во время пребывания вдали от мамы,часто болеют.
Сегодня мы сообщили вам о том, какие проблемы адаптации встречаются и от чего зависит ее длительность и сложность. Вы познакомились с рекомендациями специалистов, в каком возрасте лучше отдавать малыша в детский сад.
Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях. Если хотите рассказать о своих проблемах по данной теме и опыте их разрешения, мы и многие другие мамы с удовольствием послушают вас.