Как научить ребенка завязывать шнурки

Как научить ребенка завязывать шнурки. Инструкция по освоению навыка

Как научить ребенка завязывать шнурки? Такой вопрос задают родители, когда их ребенок немного подрастет и поступит в детский сад.

Сегодня мы расскажем вам о том, с какого возраста нужно обучать детей завязыванию шнурков и почему.

Вы узнаете, каким способам завязывания шнурков нужно учить детей и как.

Способы завязывания шнурков

Существует множество способов завязывания шнурков.

С некоторыми из них мы познакомим:

  • узел хирурга. Его придумали специально для хирургических швов. Другое его название: узел Шерпы. Этот узел очень крепкий. Он не развязывается во время долгой ходьбы или бега. Его легко можно развязать, потянув за один из шнурков;
  • двойной скользящий узел. Это разновидность узла хирурга. Завязывать его намного проще;
  • «Бирюзовая черепаха». Данным способом завязывали шнурки в обувном магазине под таким же названием. Поэтому узел назвали соответствующим образом;
  • узел Айана Фигена. Его придумал австралиец, чье имя и фамилию он носит;
  • скрещенный узел Айана Фигена. Чтобы его развязать, нужно поочередно потянуть за оба конца шнурка.

Давайте рассмотрим пошаговый план завязывания этих узлов.

Как завязывать шнурки, чтобы не развязывались

Каждый из данных способов начинается с завязывания узла. И только потом формируется бабочка.

«Узел хирурга»

Узел завязывается в следующей последовательности:

  • один шнурок загибается, образуя петлю;
  • второй из них накладывается в место, где первая петля придерживается пальцами;
  • верхний шнурок продевается с сформированное окошечко, обхватывая первую петлю;
  • образованная таким образом вторая петля еще раз опускается в окошечко, обходя вокруг первой петли;
  • петли тянут в разные стороны, завязывая бабочку.

Двойной скользящий узел

Завязывается он следующим образом:

  • делают 2 петли;
  • одна петля перекрещивается со второй, образуя окошечко;
  • нижняя петля поднимается и проходит в него, обхватывая верхнюю петлю;
  • пропускают в окошечко верхнюю петлю;
  • затягивают петли в бабочку.

Узел «Бирюзовая черепаха» отличается от предыдущего тем, что в образовавшееся отверстие опускается только нижняя петля, 2 раза оборачивая собой верхнюю петлю. Затягивая края петель, формируется красивая бабочка, которая не развязывается.

«Узел Айана Фигена»

Чтобы завязать данный узел, важно правильно сложить петли из шнурков.

  • Правый шнурок складывается, образуя петлю, таким образом, чтобы его край оказался с нижней стороны.
  • У левой петли край находится в верхней его части.
  • Проводят левую петлю в правую.
  • Снизу правую петлю продевают в левую.
  • Завязывают бантик.

Скрещенный узел Айана Фигена

Данный узел завязывается по-другому.

  • Петли формируются иначе: у правой петли край оказывается вверху, а у левой-внизу.
  • Затем одновременно петли продеваются одна в другую. При этом правая сторона левой петли сверху проходит в отверстие правой петли. А левая сторона правой петли снизу просовывается в кольцо левой.
  • Левую и правую петли тянут в противоположные стороны, создавая бантик.

Посмотрите видео, как завязывать эти узлы.

Как научить ребенка завязывать шнурки. Легкий способ

Узлы, перечисленные выше, используются при завязывании шнурков взрослыми людьми, но можно обучать им школьников и детей 6-7 лет, но только после того, как они освоят легкие способы.

Важно знать!
 Обучать завязыванию шнурков лучше с 4- 5 лет. В данном возрасте у детей уже развита мелкая моторика рук, они умеют определять левую и правую стороны.

Сначала учат завязывать узел, и только после этого показывают дошкольникам, как сделать бантик.

Как завязать шнурки без бантика

Как завязать шнурки без бантика

Узел на ботинках завязывают следующим образом:

  • шнурки перекрещивают между собой. Один шнурок находится внизу, второй –сверху;
  • в образовавшееся окошко пропускают верхний шнурок;
  • узел затягивают, дергая в разные стороны за края шнурков.

Как завязать шнурки бантиком

Как завязать шнурки бантиком

Для обучения дошкольников завязыванию шнурков используют 2 простых способа.

1 способ

  1. Формируют 2 петли. Для этого каждый шнурок сгибают и придерживают пальцами в определенном месте.
  2. Одну петлю накладывают на другую таким образом, чтобы образовалось небольшое кольцо.
  3. Нижнюю петлю поднимают и продевают через данное окошко
  4. Берут петли пальцами и тащат их в стороны, крепко завязывают.
  5. Если при завязывании бантика одна его сторона оказалась больше другой, стараются выровнять их размеры. Для этого тянут за край шнурка большей стороны. Когда петли станут одинаковыми, затягивают бантик.

2 способ

Как научить ребенка завязывать шнурки бантиком 2 способ
  1. Он отличается от первого тем, что сначала делают одну, а не 2 петли.
  2. Другой шнурок обходит данную петлю у ее основания.
  3. Внизу под шнурками появляется окошко.
  4. Отступив немного от его края, продевают сложенный вдвое шнурок через него, образуя вторую петлю.
  5. Затягивают петли между собой.

Методы и приемы обучения

Давайте теперь рассмотрим, как обучать детей дошкольного возраста завязыванию обуви, какие методы и приемы использовать.

Что же такое метод обучения? Какие виды методов и приемов бывают?

Важно знать!
 Метод обучения — это система способов взаимодействия ребенка и взрослого, в результате которого решается та или иная дидактическая задача. С одной стороны, это способы передачи знаний детям, с другой —деятельность дошкольника, приобретение им определенных умений и навыков.

Методы обучения делятся на:

  • наглядные.  Это наблюдения, просмотр видеофильмов, рассматривание картин, пособий, иллюстраций, игрушек;
  • словесные. К ним относятся: чтение художественной литературы, придумывание сказок, рассказ воспитателя и рассказы детей;
  • игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация;
  • практические: упражнения, моделирование, проведение опытов и экспериментов, продуктивная деятельность.

 Важно знать!
Прием —это конкретная часть метода.

Показ способов действия и показ образца является наглядным приемом обучения.

 К словесным приемам относятся: пояснение, напоминание, объяснение, вопросы, указания, оценка.

Игровые приемы включают в себя:

  • загадывание и отгадывание загадок;
  • сюрпризные моменты;
  • элементы соревнования;
  •  действия с разными игрушками,
  • инсценировку.

Разберемся, какие методы и приемы вы можете использовать при обучении завязыванию шнурков в детском саду и дома.

Словесные методы и приемы

Словесные методы и приемы. Рассказ Нины Артюховой "Упрямые шнурки"

Чтобы у ребенка появилось желание научиться завязывать ботинки или кроссовки, прочитайте ему сказку Натальи Хурс «Как Варварушка со шнурками подружилась». Спросите у своего ребенка, почему ботинки убежали от девочки, и как она заслужила их прощение.

Интересен рассказ Нины Артюховой «Упрямые шнурки». Побеседуйте с дошколенком о том, как дети научились завязывать шнурки и почему.

Послушайте аудиосказку Натальи Бирюлиной «Капризные шнурки». Предложите ее пересказать.

Можно вместе с дошкольником сочинить рассказ или сказку.

Интересный прием: продолжить начало сказки, придуманной взрослым. Например:

«В одной семье жил-был мальчик Петя. Ему было 6 лет. Все в группе умели завязывать ботинки, но он не хотел учиться этому. Петя считал, что завязывать шнурки не обязательно. Но однажды…» Взрослый предлагает ребенку придумать продолжение сказки.

Расскажите своему дитя, как вы в детстве учились завязывать шнурки. Ему будет интересно послушать историю из жизни папы или мамы.

Спросите у него о том, кто и как завязывает в дошкольном учреждении ботинки, кто детям помогает в этом. Дошкольники очень любят, когда родители слушают их рассказы.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения

Повысить интерес к процессу обучения завязыванию ботинок, шапки поможет просмотр видеофильмов, мультфильмов.

 Обратите внимание дошкольника на мультфильмы «Дракоша Тоша. Узелковая страна», Барбоскины «Шнурок». Спросите у него, зачем нужно завязывать шнурки, предложите рассказать, как Лиза научила Малыша такому трудному умению.

О том, как важно уметь завязывать узлы на обуви и шапках ,поведает мультфильм-песенка «Три котенка. Для чего нам шапка, варежки, шнурки».

А мультфильм-песенка «Я могу завязать шнурки. Dominoki» позволит закрепить 2 способ завязывания шнурков.  Пусть ребенок поет песенку и завязывает шнурки вместе с героями мультфильма.

 Чтобы закрепить навык по завязыванию узлов, рассмотрите с детьми иллюстрации.

Часто при обучении используют не один прием, а несколько, сочетая их между собой: наглядный со словесным, практический с игровым.

Так, важным наглядным приемом обучения завязыванию ботинок является показ. Мама или воспитатель показывает, как завязывать ботинки, сопровождая его объяснением (словесный прием). После объяснения нужно закрепить с ребенком последовательность действий, используя картинки, и, задавая ему вопросы. «Что сначала нужно делать, что потом?»

Практические методы обучения

Основным практическим методом является упражнение.

Взрослому достаточно указать ребенку на порядок действий: «Перекрести шнурки, сделай одну петлю, другую.» (словесный прием)

Во время упражнений можно использовать слова стихотворений или песенок. Они помогут быстрее усвоить навык.

«Вяжем узел,

Петля вокруг петли

Достань изнутри и потяни» (песенка из мультфильма «Я могу завязать шнурки. Dominoki»)

Легче всего обучить ребенка умению завязывать узлы, сочетая практический метод(упражнение) с игровым, т.е. превратить петли, шнурки, образованное окошечко в какой-то образ. Петли-ушки зайчика, крылья бабочки; шнурки-змейки, жирафы, хоботы слонов. Можно придумать с ребенком любую сказку.

Посмотрите на примеры сказок,придуманные детьми:

1. Богатырь Алеша Попович решил сразится с о Змеем Горынычем (берут в обе руки шнурки).

Они скрестили мечи на берегу озера (шнурки перекрещиваются между собой,образуя кольцо. )

Алеша Попович выхватил меч у Горыныча и бросил его на землю(нижний шнурок проходит сквозь кольцо.)

Испугался Змей Горыныч и улетел, а богатырь вернулся на Родину. (тянут за петли в разные стороны,завязывая узел)

2. Наступила осень. Все листья пожелтели и облетели. Лишь два листочка колыхались на 2 противоположных ветках(образуют 2 петли).

Подул сильный ветер и 2 ветки соединили листочки(петли перекрещивают ,образуя колечко).

Листок, который оказался снизу, решил обнять верхний, чтобы согреть его. Он потянулся вверх через ветку(нижняя петля поднимается и опускается в окошко.)

Но ветер-проказник сорвал листочки и раскидал в разные стороны( петли затягивают в бабочку).

Запомнить последовательность действий поможет моделирование, т.е. создание схемы.

Поделиться впечатлениями о своих достижениях дошкольник может в рисунке на тему «Как я учился завязывать шнурки», лепке по сказке Бирюлиной «Капризные шнурки». Аппликация и ручной труд «Игра-шнуровка своими руками» даст возможность поупражняться в завязывании узлов.

Игровые методы и приемы

Как научить ребенка завязывать шнурки. Игровые методы и приемы. Практическая загадка

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок лучше  и быстрее  усваивает те или иные умения, доводя их до автоматизма.

Одним из игровых приемов, который можно использовать при обучении, является сюрпризный момент. Как известно, популярной игрушкой в наше время, как для дошкольников, так и школьников, стала Капибара. Это мягкая игрушка-водосвинка. Капибара-добродушный грызун. Живет стаями по 10-20 особей.

Предложите сюжет: Капибаре подарили красивые ботинки, чтобы у нее не мерзли лапки. Но она не умеет их завязывать и просит маму и ребенка помочь ей в этом. Мама показывает, а ребенок, а потом и игрушка повторяет за нею действия. Иногда Капибара ошибается, и ребенок помогает исправить неточность. Использовать для обучения можно любую другую игрушку: Карлсона, Буратино, Зайку Ми, Собаку Хаски, Медвежонка Тони и других.

Создайте игровую ситуацию.

«Раздается телефонный звонок. Мама разговаривает по телефону со сказочным персонажем   Коруншем (обратное название шнурка.) Оказывается, в сказочной стране Шнурколяндии случилась беда.  Злой волшебник развязал все шнурки, узлы на шапках, поясах. Жителей страны он заколдовал так, что они забыли, как  их завязывать. Сказочные герои просят помочь им вспомнить, как это делается. Ребенок с мамой учат жителей страны правильно завязывать шнурки.

Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Цирк» и стать дрессировщиком…шнурков.

С братьями и сестрами устройте соревнования «Кто быстрее завяжет бантик на ботинках», «Кто больше завяжет узлов на шнурках».

Интересно пройдет вечер загадок. Загадайте детям загадки о шнурках, обуви, головных уборах.

Используйте практическую загадку. Запутайте 4 веревки таким образом, чтобы, потянув за концы в 2 из них завязались узлы, а в 2 других нет. Пусть ребенок догадается, какие веревки завяжутся в узел и почему. Проверить, правильно ли он ее отгадал, можно практически, т.е. потянув за края веревки.

Вручите ребенку  медаль  от имени Карлсона «Лучшему завязывателю шнурков». Это может быть обычная шоколадная медаль или сделанная мамой на компьютере, возможно изготовленная своими руками.

Заключение.

Как научить ребенка завязывать шнурки? Уверены, что наша статья помогла вам найти ответ на этот вопрос.

Сегодня мы рассказали о том, каким способам завязывания узлов следует научить дошкольников, а какие можно использовать при обучении детей более старшего возраста.

Вы узнали, какие методы и приемы помогут вам заинтересовать детей и быстро научить завязыванию шнурков.

Используйте в обучении не только упражнения, показ и объяснения, но и наглядность, электронные средства обучения, художественную литературу, иллюстрации, игры. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывая новые игровые образы, дидактические задания, связанные с завязыванием шнурков. Дошкольник с удовольствием и интересом будет стараться научиться трудному навыку и научить ему свои игрушки.

Если статья вам понравилась, то поделитесь ею в социальных сетях. Если остались вопросы, задайте их в комментариях. В комментариях вы можете поделиться своим опытом обучения детей завязыванию узлов.

Похожие статьи
Прокрутить вверх
Пролистать наверх