Когда младенец начинает видеть

Когда младенец начинает видеть. 8 важных периодов в развитии зрения малыша

Сегодня мы расскажем о том, когда младенец начинает видеть, как развивается зрительная система у малыша, верен ли миф, что новорожденные видят мир перевернутым. Мы сообщим вам о том, почему новорожденный косит , что такое бинокулярное зрение, и, когда он станет видеть 2 глазами.

Дочитайте статью до конца, и вы узнаете, каким образом способствовать цветовому восприятию и сенсорному развитию младенца.

Во сколько новорожденный начинает видеть

Чтобы ответить на вопрос,когда младенец начинает видеть, рассмотрим стадии развития его зрительной системы. Начальная стадия формирования зрительной системы и головного мозга у зародыша происходит в конце 3 недели беременности. Это 1 этап развития зрения у малыша.

Рассмотрим, как развиваются глаза у плода в утробе матери.

  1. В 3 недели у плода появляются зачатки зрения в виде зрительных борозд. Это небольшие углубления с двух сторон нервной пластинки переднего мозга. Из них формируются глазные пузыри.
  2. К концу 4 недели образуется глазной бокал. Сетчатка разделяется на 2 слоя.
  3. На 5 неделе возникает хрусталиковый пузырек, начинает развиваться сосудистая сеть, налаживается кровоснабжение глаз.
  4. С 6 недели мозг делится на полушария. Формируется стекловидное тело, появляются основные слои роговицы.
  5. На 7 неделе возникают зачатки зрительных мышц и век.
  6. На 8 неделе беременности развивается и уплотняется склера, формируется орбита для слезной железы, происходит интенсивное развитие зрительного нерва.
  7. В конце 2 месяца у плода появляется слезная железа, конъюктива.
  8. На 9 неделе беременности начинает зарождаться зрачковая мембрана.
  9. В 4 месяца образуются ресницы.
  10. С 16 недели беременности эмбрион реагирует на свет в утробе матери. Плод моргает, жмурится, следит за светом.
  11. В 6 месяцев появляется мышца, отвечающая за расширение зрачка. Она называется дилататор зрачка.
  12. В 7 месяцев сращённые веки разъединяются.
  13. В 8 месяцев внутриутробного развития начинает вырабатываться пигмент. Зрачковая мембрана исчезает, появляется сфинктер зрачка. Это мышца, благодаря которой зрачок суживается на яркий свет.
  14. В конце второго триместра беременности формирование глаз у плода завершается.

Зрение новорожденного

Зрительная система ребенка после рождения сформирована не до конца. Органы зрения малыша и зрительные центры в коре головного мозга после рождения несовершенны. Период новорожденности — 2 этап развития зрительной системы младенца.

Обратите внимание!
Глаза новорожденных кажутся большими. Размеры глазного яблока ребенка достигают 65% глазного яблока взрослого человека, но глазницы (орбиты), в которых они находятся, небольшой глубины. Поэтому создается впечатление, что они большого размера.

Дети моргают значительно реже, чем взрослый (2-3 моргания в минуту). Это происходит из-за повышенного тонуса век и низкой чувствительности роговицы. Это в 7 раз меньше частоты моргания взрослого.

Глазница и веки защищают органы зрения от внешнего воздействия. Веки способствуют также оттоку слезы и увлажнению роговицы. Веки нежные, гладкие, без складок. Через кожу век проглядывает сосудистая сеть.

Во время сна у большинства новорожденных веки не смыкаются до конца, видна голубоватая полоска склеры, поэтому они не всегда могут защитить ребенка от воздействий окружающей среды. Тем более, что глаза расположены рядом с зубами, поэтому от них может тоже попасть инфекция.

Новорожденный часто находится в горизонтальном положении, поэтому ресницы не всегда могут защитить его глаза. Мамам важно следить. чтобы соринки не попадали в глаза младенцу, чтобы не допустить их воспаления и повреждений.

Как видит ребенок в 1 месяц

Как видит ребенок в первый месяц

Большинство детей рождаются с дальнозоркостью, так как глазное яблоко более короткое (18 мм), чем взрослое (25 мм).

Еще одной причиной физиологической дальнозоркости у младенцев является плоская роговая оболочка. Из-за ее уплощенной формы сила преломления световых лучей значительного ниже, чем у взрослого. Поэтому изображение видимого предмета на 1 месяце жизни возникает за сетчаткой глаза.

У младенца в первый месяц жизни недостаточно развита фокусировка взгляда из-за пониженной остроты зрения.

Как видят мир новорожденные

Существует миф, что новорожденные дети видят предметы и все, что их окружает, вверх ногами. Но это заблуждение. Мир представляется перед ребенком, как в тумане, расплывчатым и нечетким.

Это происходит из-за того, что внутренние структуры глаза еще не до конца сформировались. Так, желтое пятно на сетчатке (макула)—центр сетчатки глаза, в которой происходит фокусировка световых лучей, еще отсутствует.

Макулярная область отвечает за остроту зрения. Смутное очертание предметов не дают ему представление о том, что это такое, мешают созданию в его голове зрительного образа. Тем более, что он плохо фиксирует взгляд на предмете, не более 5 секунд. Он смотрит, как бы сквозь него. Из-за низкой остроты зрения мелкие предметы он не видит.

Интересный факт!
Поле зрение у новорожденного суженное. Ребенок видит только то, что у него перед глазами. Он не может еще воспринимать форму и объем. Предметы кажутся ему плоскими.

Новорожденный лучше воспринимает движущиеся предметы, чем статичные.

Что видит новорожденный ребенок

Интересный факт!
Перед глазами младенца встают не зрительные образы, а едва различимые контрастные пятна разных размеров.

Ребенок узнает свет и видит темные пятна. Свет не является для него средством различения предметов и созданием образов. Он вызывает у малыша защитную реакцию. От яркого света он жмурится.

У новорожденного низкая чувствительность к свету. Пониженная чувствительность объясняется недоразвитием зрительных органов, в основном, сетчатки.

Но благодаря образованию условно-рефлекторных связей пространственное, предметное зрение и цветовосприятие у младенца на 2-3 неделе после рождения у ребенка улучшается.

Как видит новорожденный своих родителей

Родителей новорожденный различает. Он видит лицо мамы, которая наклонилась над ним на расстоянии 20 см.

Интересный факт!
Исследователи доказали, что ребенок узнает родителей по контрастной границе лба и волос. Они надевали на мамины волосы шапку или косынку, чтобы данная граница не была видна, и дети теряли к ней интерес, не находили ее.

Иногда новорожденные узнают своих родителей по запаху.

Почему новорожденный косит глазами

Почему новорожденный косит глазами

Видят малыши не так, как взрослые, двумя глазами, т. е. бинокулярное зрение (способность видеть мир 2 глазами одновременно) у новорожденного отсутствует. Каждый глаз видит раздельно. Движения глаз не скоординированы. Изображения, которые поступают в центр головного мозга от зрительных рецепторов глаз не совпадают, поэтому воспринимаются, как разные. Слить образы в единую картинку новорожденный еще не может.

Из-за незрелости зрительных нервов, отвечающих за работу двигательных мышц глаз, дети немного косят. Глаза у них или расходятся (смотрят в разные стороны) или сходятся около переносицы. Но через некоторое время, когда глазные мышцы окрепнут и совершенствуются, органы зрения, движения глаз станут более координированными. Косоглазие к 2-3 месяцу жизни исчезнет.

Какие цвета видит новорожденный

Новорожденный на 1 месяце жизни видит мир черно-белым. Поэтому погремушки разного цвета, предлагаемые ребенку в первые недели его существования, не нужны. Цвета он пока не различает.

С каждым днем зрительная система совершенствуется. И лишь на 3 неделе после рождения дети начинают видеть пятна красного цвета, а затем и желтого цвета, потому что они длинноволновые. Затем дети знакомятся с зеленым, позже с синим и фиолетовым цветами.

Когда младенцы начинают хорошо видеть

Когда младенцы начинают хорошо видеть

Чтобы определить,когда младенец начинает хорошо видеть , рассмотрим развитие его зрения по месяцам. Каждый период — новый этап в развитии зрительной системы ребенка. Мы уже познакомили вас с 2 этапами развития зрения: внутриутробным и периодом новорожденности.

Следующий 3 этап — 2 месяца. В этот период у ребенка развивается острота зрения. Четкость очертаний предметов, фокусировка взгляда на статичных и движущихся предметах —особенности развития зрения в 8 недель.

4 этап. На 3 месяце малыш уже может активно следить за перемещающейся игрушкой, переводить взгляд с одного предмета на другой без поворота головы. Младенец фиксирует взор на близко расположенных предметах и предметах, находящихся на расстоянии 60 см.Появляется бинокулярное зрение, малыш перестает косить. Поле зрения у младенца увеличивается.

5 этап. 4-5месяц. Грудничок уже может рассмотреть мелкие предметы. Видит игрушки на расстоянии до 1 м. Различает мимику лица. Зрение становится объемным. Ребенок постигает объем не только с помощью зрительных анализаторов, но и во время тактильных ощущений. Он трогает игрушку, обхватывает ее, облизывает, грызет. Распознает лицо не только мамы, но и других знакомых ему людей. Сам перемещает игрушку, то приближая ее, то удаляя.

6 этап. 6 месяц жизни. К 6 месяцу жизни малыш четко видит. Острота зрения увеличивается. Дети хватают в рот все, что попадает в поле его зрения. Он уже видит все цвета радуги. У полугодовалого ребенка совершенствуются зрительные центры мозга.

7 этап. 7-8 месяцев. Грудничок не только видит цвета, но и их оттенки. Знакомится с формой предметов, различает геометрические фигуры. Избирательно относится к людям: при виде незнакомого лица плачет, пугается. Если к нему подойдет мама или кто-то из родственников и близких, он улыбается. У него появляется комплекс оживления.

8 этап. 9-12 месяцев. Ребенок уже хорошо видит не только близко и далеко расположенные предметы, но и умеет переводить взгляд с удаленных на близкие и наоборот. Малыш активно знакомится с окружающим миром.

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Органы зрения быстро развиваются в первые месяцы жизни благодаря воздействию солнечного света и целенаправленному обучению. Если заниматься с новорожденным ребенком, то уже в 2 недели он сможет следить за перемещающимися игрушками, рассматривать предметы, различать близкие по тонам цвета: красный и оранжевый, оранжевый и желтый.

Чтобы новорожденный успешно развивался, даже в небольшие промежутки бодрствования нужно упражнять зрение малыша.

Предлагаем некоторые упражнения на формирование у младенцев зрительного сосредоточения и зрительных реакций.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

Малышу подносят погремушку на расстоянии 30 см, а затем, когда он начинает смотреть на нее, медленно удаляют. Чтобы он следил за перемещающимися горизонтально предметами, игрушку могут водить то вправо, то влево.

Интересный прием, когда мама, держа его вертикально и глядя новорожденному в глаза, перемещает свое лицо то в одну сторону, то в другую.

С 4-10 дня жизни можно использовать следующее упражнение: перемещать одноцветное кольцо диаметром 5-7 см. Такой размер является наиболее удобным для восприятия новорожденным. Упражнение лучше проводить 1-2 раза в день после кормления, когда ребенок не устал и не переутомился. Из положения лежа на спине он следит за кольцом,надетым на стержень. Стержень необходим для того, чтобы малыш концентрировал взгляд не на лице взрослого, а на игрушке. На стержень длиной 50 см надевают кольцо какого-то цвета. Как только младенец сосредоточит на нем взгляд, начинают перемещать стержень с кольцом сначала в одном направлении, например, влево, затем возвращают в точку отсчета и двигают стержень вправо. Затем предмет перемещается вверх-вниз. Ребенок следит взглядом за движущимся стержнем.

.С 2 месяцев продолжают тренировать зрение малыша. Дитя лежит на животе. Перед ним ставится 2 игрушки, например, куклы. Одну игрушку мама перемещает в сторону на расстояние 80 см, проговаривая: «Машенька идет, топ-топ». Ребенок  следит за игрушкой. Затем мама переключает внимание младенца на вторую куклу. Она удаляет ее от центра в другую сторону. «Ванечка идет, топ-топ.» Грудничок поворачивает голову. Потом мама переключает внимание ребенка на Машеньку. Теперь она идет к центру, а через некоторое время и Ванечка возвращается в исходное положение. Малыш поворачивает голову за ними. Проводится упражнение 2-3 раза всего 2 минуты

Восприятие цвета

Примерно с 20 дня жизни можно провести упражнение на различение игрушек разного цвета. Над грудью новорожденного в кроватке вешают зеленую игрушку и оставляют ее на 3 дня. Ее начинают вращать, встряхивать, т. е двигать. Такой показ проводят 2 раза в день, отмечая время рассматривания игрушки ребенком. Более 5 минут малыш не должен сосредотачиваться на игрушке, потому что он может переутомиться.

Когда интерес ребенка к ней ослабевает, то зеленую игрушку убирают, вешают красную. Он заинтересованно рассматривает новую игрушку. Продолжительность ее рассматривания увеличивается. Разница в продолжительности рассматривания игрушек говорит о том, что младенец различает цвет. Через 3 дня вводится новая игрушка и т.д.

Действия с предметами

На втором месяце жизни можно предложить упражнение на рассматривание и захватывание погремушек. Новая погремушка подвешивается на высоте 60 см, а старая — внизу на расстоянии 7-10 см. Погремушки соединены лентами. Взрослый покачивает верхнюю погремушку. Ребенок рассматривает ее и задевает случайно нижнюю. Верхняя опять раскачивается, но уже благодаря действиям малыша. Упражнение проводится 5 минут.

Второе упражнение немного усложняется. Вверху, кроме погремушки, подвешивается еще колокольчик. Концы лент внизу. Мама поглаживает руки младенца с тыльной стороны, ладошки его открываются. Она вводит ленты в них. Младенец хватается за ленты. Непроизвольно дергая их, новорожденный приводит в движение погремушку и колокольчик. Упражнение проводится 2-4 раза, стимулируя захватывание лент ребенком.

В возрасте 2,5 -3 месяца важно приучать младенца активно захватывать игрушки. Если в семье работа по развитию движений у ребенка не ведется, то его руки остаются пассивными.

В 3 месяца можно предложить игру на захватывание игрушек. Мама держит погремушку в руке и двигает ею. Рукоятка направлена к грудничку. Малыш пытается ее схватить. Мама пододвигает ручку погремушки к ладошке ребенка, позволяет ее взять.

Можно дать ему большое колечко 5 см в диаметре и колечко поменьше диаметром 3 см. Их кладут по очереди перед малышом, лежащим на животе. Грудничок действует с ними. Затем размещаются все колечки перед младенцем: и большие, и маленькие, давая ему возможность схватить любое по его желанию.

С 4 месяцев можно предлагать предметы треугольной и квадратной формы. Кольцо и брусок квадратной формы (из строительного материала) располагают рядом на расстоянии 5 см. Младенец обследует предметы, рассматривает их.

В 6 месяцев грудничку предлагают гирлянду из колец разных размеров для рассматривания и захватывания.

В 8 месяцев можно дать младенцу бочонок с крышкой, чтобы он учился закрывать и открывать его.

Позднее в 9-12 месяцев ребенка знакомят с формой, величиной, цветом предметов, позволяют ему манипулировать с ними, нанизывать колечки на стержень.

Заключение

Ну что ж, подведем итоги. Когда младенец начинает видеть?

Зачатки зрения формируются в конце 3 недели беременности женщины. Поэтому,родившись, ребенок уже видит мир сначала черно-белым, плоским, а затем цветным и объемным. Из нашей статьи вы узнали,когда ребенок грудного возраста начинает видеть предметы четко и перестает косить.

Уверены, что рекомендуемые упражнения помогут вам ускорить развитие зрительной системы ребенка и научить его распознавать предметы по цвету, форме и величине.

Похожие статьи
Прокрутить вверх
Пролистать наверх