Обязанности воспитателя детского сада интересуют не только дошкольных работников,но и родителей, отдавших свое чадо в данное учреждение. Если у мам иногда возникают претензии к воспитателям, то это из-за того, что они незнакомы с документами, регламентирующими должностные обязанности педагога ДОУ.
В нашей статье мы расскажем об основных нормативно-правовых документах, определяющих обязанности воспитателя детского сада.
Дочитайте статью до конца, и вы узнаете ответы на многие волнующие вас вопросы.
Плюсы и минусы профессии «Воспитатель»
Прежде, чем мы познакомим вас с обязанностями воспитателя, давайте рассмотрим, что это за профессия и каковы ее плюсы и минусы.
Важно знать!
Воспитатель–это дошкольный работник, педагог, который воспитывает и развивает детей, знакомит их с нормами и правилами поведения в обществе, обеспечивает их безопасность в то время, когда родители на работе.
Специальность «Воспитатель» имеет определенные преимущества и недостатки.
Основные преимущества
- Важным достоинством профессии является возможность выявить у каждого ребенка способности и развивать их, воспитывать в малышах самые лучшие качества личности.
- Работа увлекательная и интересная. Один день не похож на другой. Деятельности сменяют одна другую. В течение дня воспитатель не сидит на месте: придумывает с дошколятами сказки, учит стихи, загадывает загадки, показывает кукольный театр, проводит физические упражнения, играет с ними, гуляет, занимается. Поэтому день пробегает незаметно, как для малышей, так и для воспитателей. Задорный смех дошкольников, их рассуждения, умения и навыки, которые приобретают дети благодаря занятиям и играм с педагогом, приносят ему моральное удовлетворение.
- Дети заряжают педагогических работников позитивом. Играя с дошкольниками, чувствуешь себя ребенком, словно возвращаешься далеко в прошлое, в радостный мир детства. Их интересные высказывания, желание поделиться с тобой, как с другом, самым сокровенным подкупает, поднимает настроение, дарит энергию.
- Существует возможность проявить свои творческие способности и передать свой опыт детям (исполнение ролей на утреннике, показ кукольного театра, ведение кружков по интересам, участие в конкурсах).
- Специалист работает посменно по 7 часов 12 минут с 7 утра до 14. 12 дня, и с 11. 48 до 19.00. Поэтому у педагога есть время на домашние дела, особенно в первую смену, и на отдых с семьей.
- Воспитатель может устраивать своих детей в дошкольное учреждение без очереди. Раньше педагогические работники, как и помощники воспитателей имели льготы (50% оплату за ребенка), но с 2017 года их сняли.
- Педагогические работники раньше выходили на пенсию. Для получения пенсионных выплат нужно было проработать воспитателем 25 лет. Но в связи с повышением пенсионного возраста в Российской Федерации (женщин до 60 лет), начисляться она будет спустя 5 лет после наступления права на пенсию.
- Отпуск воспитателя 42 рабочих дня. У педработников группы детей с ОВЗ–20% премия, 5 часов работы и 56 дней отпуска.
Недостатки
- высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Как только родители приводят малыша в сад, воспитатель отвечает за его безопасность. Независимо от того, сам воспитанник упал или его толкнул другой ребенок, виноват педагог группы. В крайних случаях, из-за серьезной травмы возможна уголовная ответственность;
- в последнее время воспитателей не хватает, поэтому многие работают по 2 смены. Ну что ж, скажете вы, и получать они будут соответственно–за 2 воспитателей 2 зарплаты. Но это не так. За 2 смены он получает не 7 и 7 часов, а 7 и 5. За вторую смену доплата значительно меньше где-то наполовину. Да и еще вычеты, т. е подоходный налог, поэтому многие воспитатели не соглашаются работать целый день(невыгодно). Кроме того, тяжело по 12 часов изо дня в день трудиться с 25 дошкольниками, и не просто трудиться, но и качественно выполнять свои трудовые обязанности;
- чтобы получить хорошую премию, нужно, чтобы в группу ходило не менее 70% от списка детей. Большое значение для начисления премии воспитателю служит также необходимость участия в конкурсах воспитанников группы и самого педагога. Важно не просто участвовать в конкурсах, а победить;
- много времени уходит на написание планов, проведение диагностики, табеля посещаемости, протоколов родительских собраний и т.д.;
- придирчивое отношение администрации из-за личной неприязни;
- частые проверки(комиссии). Проверяют чистоту, методическую работу, предметно-развивающую среду, участок и многое другое.
Обязанности воспитателя детского сада. Основные нормативно-правовые документы
К основным нормативно-правовым документам, информирующим об обязанностях воспитателя ДОУ, относятся:
- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);
- СанПиН;
- профстандарт;
- должностная инструкция воспитателя ДОУ.
Рассмотрим обязанности воспитателя, которые определены в данных документах.
Обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС
Важно знать!
ФГОС ДО–это документ, в котором описаны требования к дошкольному образованию: его принципы, цели и задачи, содержание педагогического процесса, целевые ориентиры к концу дошкольного возраста.
По ФГОС педагог дошкольного образования обязан:
- охранять и укреплять здоровье дошкольников;
- проявлять уважение к каждому отдельному воспитаннику, формировать у него уверенность в себе, в своих возможностях;
- обеспечивать доброжелательную обстановку в группе: учить дошкольников позитивно относиться к сверстникам, независимо от их социальной или национальной принадлежности, состояния здоровья, дружно работать в коллективе, развивать умение избегать конфликта и налаживать отношения в случае спорных вопросов;
- способствовать развитию и обучению детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечить условия для активной деятельности дошкольников в центрах, создавая трансформируемую, доступную и безопасную предметно-развивающую среду;
- содействовать всестороннему развитию детей в разных видах деятельности;
- помогать родителям в воспитании и обучении дошкольников, повышать их уровень педагогической грамотности через различные формы просвещения: стенды, консультации, круглый стол и т.д.;
- вовлекать родителей в образовательную деятельность через создание семейных проектов, участие детей в конкурсах и т.д.
- проводить педагогическую диагностику, направленную на выявление уровня усвоения группой воспитанников программных задач и определения дальнейших перспектив развития педагогического процесса, индивидуальной работы с дошкольниками.
Обязанности воспитателя в детском саду по СанПиН
Важно знать!
СанПиН–это свод правил и норм содержания образовательного учреждения. В документе отражаются санитарные требования к освещению, температуре, влажности, чистоте помещений, питанию детей, режиму занятий, образовательному процессу.
СанПиН выявляет следующие обязанности воспитателя детского сада.
- Во время утреннего приема педагог опрашивает родителей, как чувствует себя ребенок. осуществляет бесконтактную термометрию. Дошкольники с кашлем и насморком в ДОУ не допускаются. Заболевшие в течение дня дети изолируются. Их помещают в медицинский блок и вызывают родителей.
- Воспитатель вывешивает меню в раздевалке, в котором указано название блюда и объем.
- Педагог следит за выполнением режима дня. На прогулку отводится 3-4 часа. Если на улице холодно (-15 градусов), сильный ветер, время прогулки сокращается. Дневной сон длится 2-2,5 часа, в 1 и 2 младшей группе–3 часа. Воспитатель обязан следить за спокойным сном детей, не покидать группу.
- Во время занятий для профилактики нарушения осанки и предупреждения возникновения усталости у дошкольников педагог должен использовать физкультминутки, гимнастику для глаз. Если на занятии используется интерактивная доска или другие средства ЭСО (электронные средства обучения), то время нахождения детей 5-7 лет у экрана не более 5-7 минут. До 5 лет занятия с использованием ЭСО не проводятся. Длительность образовательной деятельности также зависит от возраста воспитанников. Проводят НОД, в основном, в первую половину дня, когда у дошкольников высокая познавательная активность. Между занятиями рекомендуется устраивать перерывы не менее 10 минут.
- Педагоги ДОУ социализируют и проводят коррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ в комбинированной группе, которую посещают обычные дети и дети с особыми потребностями.
- Воспитатель помогает детям одеваться на прогулку, развешивает мокрые вещи после нее, чтобы они высохли до прихода родителей.
- СанПиН требует от воспитателя мыть игрушки ежедневно в промаркированной емкости, стирать и проглаживать кукольное белье по мере загрязнения.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции по профстандарту «Педагог».
Важно знать!
Профстандарт–документ, в котором систематизированы требования к определенной профессии, выделены трудовые функции специалиста. Функции воспитателя и учителя прописаны в профстандарте «Педагог».
На основе профстандарта работодателем пишется должностная инструкция по определенной специальности.
В должностной инструкции отмечается, что воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование .
В инструкции выделены необходимые знания, умения и навыки, которыми должен владеть воспитатель.
Он должен знать:
- нормативно-правовые акты по вопросам воспитания и обучения дошкольников;
- дошкольную педагогику и психологию;
- методику проведения занятий, игр;
- возрастную характеристику дошкольников;
- физиологию и гигиену детей раннего и дошкольного возраста;
- особенности организации педагогического процесса с детьми дошкольных и ясельных групп;
- инновационные образовательные технологии;
- основы работы с мультимедийным оборудованием.
Умения, которые необходимы в работе воспитателя
- умения общаться с детьми, родителями, педагогами(коммуникативные);
- умения владеть коллективом детей, вовлекать их в интересную деятельность, быстро находить методы педагогического воздействия(организаторские);
- изучение индивидуальных особенностей каждого воспитанника, его характера, темперамента, становления коллектива группы(гностические);
- способность педагога проектировать образовательную работу с детьми, намечать перспективы их развития, разрабатывать конспекты занятий, реализовывать в своей работе современные технологии(конструктивные).
Воспитатель обязан:
- создавать условия для безопасного пребывания дошкольников в детском саду, контролировать жизнь и здоровье воспитанников;
- проводить воспитательно-образовательную работу с детьми по 5 областям;
- знакомить детей с правилами поведения в дошкольном учреждении, разрешать конфликты между ними;
- планировать занятия и проводить их в соответствии с сеткой;
- разрабатывать сценарии утренников и организовывать детский досуг;
- формировать у детей познавательные интересы, творческие способности, совершенствовать умение делать выводы и умозаключения;
- обеспечить психологическую готовность к школе;
- проводить мониторинг и корректировать работу по выполнению программных задач.
Часто задаваемые вопросы
Мы изучили вопросы, которые поднимали некоторые родители на форумах об обязанностях воспитателя детского сада. Вопросы были разные: о питании и здоровье, личной гигиене воспитанников, отношениях с родителями и другие.
На некоторые из них мы постараемся ответить.
Личная гигиена детей
Вопрос 1: «Входит ли в обязанности воспитателя причесывание девочек после сна?»
В нормативно-правовых документах не сказано, что воспитатели обязаны переплетать девочек. Закон «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ гласит, что ДОУ выполняет «присмотр и уход» за воспитанниками (статья 65, п.1). Статья 2 этого же закона объясняет, что одной из мер присмотра и ухода является личная гигиена дошкольников.
Поэтому педагоги детского сада обязаны следить за опрятностью детей, приводя в порядок волосы девочек. К тому же воспитатель обязан обеспечить безопасность каждого ребенка, а неприбранные волосы могут зацепиться за что-нибудь, привести к травме.
Вопрос 2. «Что делать, если воспитатель в холодную погоду не одел дошкольнику свитер?
Воспитатели обязаны одеть детей по погоде. В одевании им помогает помощник воспитателя. Одевают детей в определенной последовательности. Сначала все воспитанники надевают колготки, затем–теплые носки, штаны, свитер и т.д. Такое одевание практикуется для того, чтобы дошкольники не вспотели, и надели все вещи, какие необходимы.
Верхнюю одежду застегивают дошкольные работники. Если дети маленькие, то воспитатели помогают натягивать колготки, носки, застегивать пуговицы.
Но это не значит, что дошкольник должен сидеть и ждать, когда его полностью оденут. В детский сад дети должны приходить уже с определенными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться, мыть руки, проситься на горшок.
Воспитатель не только одевает детей, но и учит их выворачивать вещи, складывать их аккуратно в шкафчик, следит, правильно ли сложены вещи на полках.
Если педагог не заметил, что ребенок не одел свитер, не спешите сразу же бежать к заведующей, а поговорите с ним. Лучше всего все вопросы решать внутри группы, а не за ее пределами. Попросите воспитателя быть внимательнее, проверять в шкафу, все ли вещи надел ваш малыш. Воспитатель виноват, он извинится и в следующий раз постарается не совершать подобных ошибок. В крайнем случае, обратитесь к заведующей.
Обязан ли?
Вопрос 3. «Обязан ли воспитатель докармливать ребенка?»
Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к закону «Об образовании в РФ». В нем сказано, что важным направлением дошкольного образования является «сохранение и укрепление здоровья» воспитанников. В СаНПиН отмечается, что питание в ДОУ должно «удовлетворять физиологические потребности дошкольника в энергии и пищевых веществах.»
Поэтому воспитатель обязан приложить все силы, чтобы накормить ребенка. Для этого он может испробовать различные методы: игровые, словесные (уговорить, объяснить). А может просто докормить малютку из ложки. В то же время, если воспитанник категорически отказывается есть, насильно кормить не нужно.
Питьевой режим в детском саду
Вопрос 4. «Почему воспитатель запретила носить в детский сад бутылочку с водой?»
Приносить бутылку с водой в детский сад запрещается. Это противоречит санитарно-гигиеническим правилам пребывания ребенка в учреждении. Он может взять воду грязными руками, угостить других детей. Кроме того, некачественная вода может вызвать отравление у дошкольников. А воспитатель отвечает за их жизнь и здоровье.
В детском саду согласно СаНПиН существует питьевой режим. Можно применять бутилированную или расфасованную в емкости дозированную воду. На воду должен быть Сертификат соответствия. На емкости отмечается дата открытия воды. Время ее использования не должна превышать срока хранения, установленного производителем. Допускается применение кипяченной воды. Она должна меняться каждые 3 часа. Разрешается потребление воды из стационарных фонтанчиков.
Как правильно
Вопрос 5. «Педагог не тактично повел себя на родительском собрании, обсуждая недостатки детей при всех. Правильно он поступил?
Ответ. Нет. Педагог должен рассказывать о каждом ребенке индивидуально.
Интересный факт!
Когда я только пришла в детский сад работать, я не знала о таких тонкостях. На родительском собрании я читала доклад об игре. Методист сказала, проверяя мой доклад, что нужны примеры из жизни детей. И я постаралась! Привела некоторые примеры негативных игр воспитанников группы, вызвав бурю негодований родителей в мой адрес. Был страшный конфликт с мамой одного ребенка. Не обошлось без заведующей! Такой урок я запомнила на всю жизнь. Поэтому все последующие годы работы воспитателем при разговоре с родителями, особенно на родительском собрании, подбираю слова, чтобы никого не обидеть, не унизить ребенка, особенно при всех.
Заключение
Ну что ж, тема «Обязанности воспитателя детского сада» закрыта. В нашей статье мы рассказали о том, в каких документах они описаны. Вы узнали ответы на часто задаваемые вами вопросы.
Если вопросы по данной теме у вас все же остались, пишите в комментариях. Мы обязательно на них ответим.