Рисование мыльными пузырями– нетрадиционная техника рисования. С ее помощью можно создавать оригинальные рисунки, поражающие своей необычностью и красотой.
Сегодня мы расскажем вам о технике выполнения рисунка, материалах, необходимых для работы.
Вы познакомитесь с особенностями рисования мыльными пузырями в каждой возрастной группе.
Рисование мыльными пузырями цель
Мыльные пузыри – светящиеся, переливающиеся цветами радуги шары, которые любят пускать ребятишки любого возраста. Из мыльного раствора можно выдуть маленькие пузырики и пузыри разных размеров и форм. Дети в восторге от самого процесса выдувания и появления воздушных облачков из мыльной пены. Но не все ребята знакомы с техникой рисования мыльными пузырями.
Каковы же цель и задачи рисования с помощью данной техники?
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе рисования мыльными пузырями.
Задачи
- Систематизировать знания детей о мыле и воде, их свойствах.
- Научить детей технике создания оригинальных изображений с помощью мыльной пены.
- Закрепить у дошкольников знания о средствах выразительности и использовать их при создании изображений.
- Закрепить умение узнавать в абстрактном изображении сказочный персонаж, животное, предмет, явление.
- Совершенствовать художественный опыт детей через рисование нетрадиционной техникой.
- Обогащать впечатления дошкольников об окружающем мире и передавать их в своем рисунке.
- Способствовать укреплению дыхательной системы ребенка.
- Совершенствовать аналитико-синтетическое мышление дошкольников.
- Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
- Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда и удовлетворенности своей работой.
Материалы для рисования
Для рисования мыльными пузырями понадобятся:
- емкости небольшого размера. Это могут быть стаканчики-непроливайки, одноразовые стаканчики, миски. Они необходимы для создания в них красочного мыльного раствора;
- вода;
- моющее средство: жидкое мыло, детский шампунь, гель для душа или мыльные пузыри, специально продающиеся в магазине;
- длинные трубочки для сока или коктейлей. Они помогут выдувать воздух и создавать пену на краю емкости;
- краски: гуашевые, пальчиковые или акварельные. Они нужны для окрашивания раствора. Можно взять пищевой краситель;
- лист бумаги, на который накладывается изображение. Чтобы рисунки были красивые, бумага должна быть потолще, иначе она может промокнуть и потеряет свою форму. Лучше всего брать акварельную бумагу: она более плотная;
- малярный скотч для закрепления бумаги на столе;
- художественные материалы для дорисовывания изображений: карандаши простые или цветные, цветные ручки, фломастеры, восковые мелки, кисти;
- ложка. Она нужна для перекладывания пены на лист бумаги.
Как сделать раствор для мыльных пузырей
В стаканчики наливают немного воды, добавляют краску и моющее средство. Размешивают раствор. Он должен быть жидким.
Чтобы раствор был эластичным, а пузыри не лопались, добавляют 25 мл глицерина. Он продается в любой аптеке. Глицерин можно заменить на желатин.
Рисование мыльными пузырями техники рисования
После того, как готов мыльный раствор, ребенок берет трубочку, опускает ее в емкость и начинает дуть до тех пор, пока не образуется пена и не поднимется шапкой у края стакана.
Это важно!
Дуть нужно от себя. Необходимо постоянно напоминать детям, что воздух нужно выдувать, а не всасывать. Чтобы дошкольники случайно не сглотнули мыльный раствор, берут английскую булавку и прокалывают ею середину соломинки насквозь.
Затем делают отпечатки мыльных пузырей на бумаге.
Существует несколько способов создания мыльного отпечатка.
- Лист бумаги прикладывается сверху к пене у края стакана. На бумаге появляется пузырчатый след. Чтобы сделать другой отпечаток такого же цвета, нужно опять подуть в трубочку до образования пены и прикоснуться к ней. Бумагу снимают вертикально вверх.
- Пену перекладывают на бумагу с помощью трубочки или ложки. Лист прикрепляют малярным скотчем на рабочую поверхность стола или планшет. Закреплять бумагу нужно для того, чтобы ее углы не загибались от воды, и она не сдвигалась с места. Пену выкладывают нежно, аккуратно и распределяют по листу бумаги. Если положить пузыри в одно место, то там образуется лужица, и работа будет испорчена.
- Набирают в трубочку немного раствора и выдувают его на бумагу. Трубочка прикасается к листу.
- Можно взять трубочку побольше, например, воронку, детскую дудочку, обернуть ее махровой тканью, макнуть в стакан с краской, приложить к бумаге и выдувать пену, двигая по ней.
- Следы на бумаге от красочных пузырей получаются, если выдувать их через соломинку на некотором расстоянии от листа. Пузыри будут падать на бумагу и образовывать красивое цветовое пятно.
После создания мыльных отпечатков на бумаге ребенок их рассматривает, сравнивает с объектами окружающего мира. Он может покрутить лист бумаги в разные стороны, чтобы определить, на что это похоже. Затем он дорисовывает недостающие детали рисунка: стебель – цветам, хвост и плавники –рыбам, ракету и фон – для планет из пены.
Рисование мыльными пузырями в детском саду
Это важно!
Техника рисования мыльными пузырями доступна с младшей группы. Но, чтобы исключить вероятность заглатывания мыльного раствора ребенком, лучше, чтобы выдувал пузыри взрослый.
У детей средней группы речевое дыхание развито лучше, чем у малышей. Они уже понимают, что дуть в трубочку нужно от себя, а не втягивать ее ртом. Поэтому они самостоятельно выдувают мыльные пузыри.
В старшей группе дошкольники не только делают красивую пену с помощью соломинки, но и могут мыльные разводы превращать в какие-то образы, дорисовывая их красками, карандашами, фломастерами или ручками.
Дети подготовительной группы создают сложные изображения, рисуют оригинальный фон. Из-под их руки рождаются настоящие произведения искусства: пейзаж, натюрморт, сюжетные картины. Они объединены одной общей темой: космическое путешествие, морские обитатели, зимняя сказка.
Рисование мыльными пузырями в младшей группе
Важно знать!
Основным способом создания ажурных рисунков в данной группе является прикладывание листа бумаги к шапке пены, которую из раствора выдувает педагог.
В течение года важное внимание воспитатель уделяет экспериментированию с детьми и развитию у них речевого дыхания.
Педагог проводит опыты с водой и воздухом, учит малышей дуть на ладошку и воду через соломинку, объясняет, почему появляются пузырьки в воде. Он следит за тем, чтоб младшие дошкольники во время игр с соломинкой не сглатывали воду случайно внутрь.
Полезны также игры на развитие дыхания «Покорми собачку», «Пляшущие человечки», «Ветерок» и другие.
Мы предлагаем пошаговую технику проведения двух коллективных работ во второй младшей группе. Быть может, вас заинтересуют данные темы, и вы проведете их в детском саду.
Нарисовать капельки дождя, бабочек на полянке можно совместно с ребенком дома, действуя по предложенному ниже плану с той разницей, что готовит мыльный раствор,выдувает пузыри мама,а прикладывает листы бумаги к пене и раскладывает на большом листе бумаги капельки и бабочек ребенок.
Коллективное рисование мыльными пузырями «Капельки дождя»
Рассмотрим технику рисования поэтапно.
- Воспитатель на большом листе бумаги, лучше на ватмане, рисует 2 тучки. Бумагу можно затонировать в голубой цвет. На каждого ребенка вырезает капельки 7Х9 см.
- Педагог делает раствор из моющего средства, синей и фиолетовой красок и воды.
- Взрослый выдувает мыльную пену, а дети прикасаются своей капелькой к ней по очереди.
Младшие дошкольники подходят к большому листу бумаги и прикладывают капельки к двустороннему скотчу, прикрепленному к ватману в разных местах .
«Бабочки и цветы»
Работа выполняется в определенной последовательности.
- На листе ватмана воспитатель готовит зеленый фон, а внизу него рисует стебли и листья для цветов.
- Педагог размешивает мыльный раствор разного цвета . С помощью соломинок выдувает в каждой миске пышную пену.
- У малышей вырезанный контур бабочки или цветка из белого листа . Сначала подходят к мискам те дети, у которых цветок. Они выбирают любой цвет пены, прикасаются листом к ней и сверху убирают его.
- Приклеивают цветы к стебелькам. Воспитатель интересуется у детей, какого цвета у них цветок.
- Остальные малыши прикладывают бабочку к пене, цвет которой выбрали.
- Они приклеивают бабочек на цветочную полянку.
- С помощью фломастеров младшие дошкольники дорисовывают бабочкам усики.
- Воспитатель благодарит детей за работу и хвалит их.
Рисование мыльными пузырями в средней группе
Важно знать!
В средней группе дети еще не умеют угадывать в абстрактных пятнах какие-то образы, поэтому воспитатель предлагает им вырезанные шаблоны в виде фигурок животных, насекомых, героев сказок.
Дошкольники выкладывают на вырезанные формы ложкой пузыри.
Темы рисования разнообразны: «Мое любимое животное», «Осень наступила», «Морозные узоры», «Пушистые облака», «Жучки в траве» и другие. Педагог предлагает тему. Поэтому малыш, рисуя, ассоциирует образ с темой рисунка. Мелкие детали дети дорисовывают.
Каждый ребенок выполняет свою работу. Часто используется также и коллективное рисование мыльными пузырями.
«Пушистые облака»
Воспитатель готовит листы бумаги или белого картона .
На занятии дошкольники делают раствор самостоятельно:
- в миску выливают воду из стакана, подготовленную воспитателем;
- кисточкой накладывают синюю гуашь, размешивают раствор;
- наливают немного жидкого мыла и еще раз состав размешивают.
Берут трубочку от коктейля и дуют в нее до тех пор, пока над миской не появится шапка из пены.
Ложкой накладывают пену на фон. Облака могут быть расположены сплошной линией или цветовыми пятнами на некотором расстоянии друг от друга.
Рисуют солнце, выглядывающее из-за облаков.
«Божьи коровки ползают в траве»
На занятии воспитатель использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, художественное слово, игры, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
- Дети готовят мыльный раствор красного цвета. У каждого ребенка на палитре разведена черная и зеленая краска.
- Средние дошкольники дуют в трубочки. Когда образуется шапка пены, они выкладывают ложкой или трубочкой ее на лист бумаги.
- Когда пена немного подсохнет, дошколята прорисовывают кончиком кисти полоску, разделяющую спинку на 2 половинки.
- Точки на спинке божьей коровки они ставят концом кисти, чуть прикасаясь к ней, ватной палочкой или пальчиком.
- От основания спинки средние дошкольники рисуют полукруг и закрашивают его черной краской. Это голова божьей коровки.
- Подрисовывают ей усики и 6 лап(по 3 с каждой стороны.)
- Предложите нарисовать траву.
- Рисовать божьих коровок можно не на белой бумаге, а заранее приготовить зеленый фон. Так работы будут смотреться эффектнее.
Рисование мыльными пузырями в старшей группе
В старшей группе детей начинают знакомить с произведениями живописи: натюрмортом, пейзажем, анималистическим жанром, портретом.
Мыльные пузыри помогают создавать ажурные узоры на цветном фоне.
Используется несколько техник рисования мыльными пузырями. При этом ребенок может сам выбрать необходимую ему технику.
Старшие дошкольники могут взять 2 разных цвета. Лучше для каждой краски брать свою соломинку.
«Сирень»
- Дети готовят материалы: наливают четверть стакана воды, добавляя малиновую краску и немного жидкого мыла. Размешивают.
- Затем берут трубочку и дуют, чтобы получилась пена.
- Шапку мыла снимают ложкой и кладут на бумагу. Соцветие сирени имеет треугольную форму, с одной стороны оно сужается, с другой– расширяется. Карандашом набросок не делают. Пену накладывают в форме треугольника. Когда пена заканчивается, еще дуют в трубочку и добавляют мыльную шапку на бумагу. Делают от 3 до 7 соцветий.
- В воду к малиновой гуаши старшие дошкольники добавляют фиолетовый цвет и размешивают. Выдувают пену и накладывают ее ложкой на соцветия (лишь в некоторых местах: по краю или в середине.)
- Если дети рисуют на темном фоне, приготовленном заранее, или на цветной бумаге, можно сделать соцветия белой сирени. Для этого в стакан наливают воду, кладут белую гуашь и добавляют жидкое мыло. С помощью соломинки делают мыльную шапку и создают ложкой форму сирени белого цвета.
- Тонкой кисточкой дошкольники рисуют ветки сирени и листья в форме сердечек, намечают прожилки на них. Другой способ– печать листьями. Для этого размешивают гуашь на палитре до консистенции жидкой сметаны, намазывают лист краской и прижимают к бумаге, убирают его. Лист пропечатывается не полностью. Из-за этого изображение кажется объемным и воздушным. Накладывают листья в разных местах между ветками сирени. У основания веток листьев больше. Их можно печатать в разных направлениях.
- Дорисовывают корзину.
Рисование можно сочетать с аппликацией. Для этого сначала делают отпечатки мыльной пены.
Затем вырезают соцветия сирени, приклеивая их на лист бумаги с нарисованной корзиной. Дорисовывают ветки и листья.
«Городецкая роспись»
Дети старшей группы знакомятся с городецкой росписью. Они знают элементы росписи (розан, бутон, купавка, ромашка), варианты сочетания цветов.
Понадобится мыльный раствор синего или красного цвета, зеленая, черная, белая гуашь.
Дети дуют в трубочку. На ее кончике остается немного раствора. Дошкольники прикасаются к краю бумаги и выдувают пузырь. Отступают немного и выдувают в ее центре еще пузыри. Четвертый пузырь делают на краю с правой стороны. Рисунок немного просохнет и посмотрите: получились круги, так похожие на элемент «бутон» в городецкой росписи: с небольшой темной дугой в центре и темным кружочком впереди.
Предложите детям закрасить фон желтого цвета. От того, какими получились отпечатки от пузырей, зависит композиция узора.
Дети превращают их в элементы городецкой росписи. Розан рисуется следующим образом:
- внизу круга примерно посередине проводят дугу (лепесток) и закрашивают ее;
- справа и слева от нее рисуют дуги поменьше и тоже закрашивают. Так ведут дуги до верхней части цветка. При этом каждая последующая пара лепестков меньше предыдущей;
- от небольшого круга, оставленного мыльным пузырем вверху цветка, рисуют бутон. Для этого ведут линию по кругу кончиком кисти. Книзу нажимают на кисть,поворачивают,отпускают. То же самое с другой стороны: тонкая линия на повороте становится более толстой;
- обводят лепестки сначала тонкой линией по дуге,затем нажимают,поворачивают и отпускают;
- таким же образом рисуют оживку вверху у основания бутона;
- от его середины рисуют сердечко: с одной стороны проводят тонкую линию,затем при повороте,нажимают на нее и поднимают. С другой стороны рисуют вторую половину сердца. Украшают его сеточкой из коротких полосок;
- сбоку от сердца с каждой стороны ведут небольшие дуги,не доходя до середины бутона. Тонкая линия ближе к сердцу расширяется.
Если вы решили превратить отпечаток мыльного пузыря в бутон,то рисуют сначала теневку (темную линию),а затем оживку белого цвета.
Дети дорисовывают листья. На листьях проводят черные полоски тонкой кистью и оживку–белой.
Рисование мыльными пузырями в подготовительной группе
Дети подготовительной группы могут объединять между собой нетрадиционную и классическую техники.
Они умеют самостоятельно намечать композицию рисунка: те предметы, которые расположены ближе, изображать крупными, дальние–помельче. Дети делают набросок простым карандашом.
Дошкольники 6-7 лет способны подбирать сочетание цветов. При рисовании мыльными пузырями используют несколько оттенков.
«Парусник на море»
Дошкольники выбирают цвета, какими они будут рисовать небо и волны. Капают гуашь данного цвета в воду в миске, разводят ее, а затем наливают жидкое мыло.
Берут воронку, закрывают ее махровой тканью. Форму в виде воронки можно изготовить самостоятельно, обрезав край пластиковой бутылки и обернув ее края старой, ненужной тканью. Чем ближе к горлышку сосуда срез,тем мельче пузырчатый след.
Затем дети опускают край в голубой мыльный раствор. Прикладывают окрашенным краем к левой верхней части листа. Дуют в воронку, медленно двигая ее вправо. После того, как краска высохнет, таким же образом проводят синюю полосу, сиреневую, фиолетовую. Каждая полоса должна немного просохнуть.
Затем рисуют ствол пальмы. Сверху он зауженный, а снизу– расширенный. Поэтому проводят линию сверху вниз сначала концом кисти. Затем ее опускают плашмя и продолжают рисовать всей кистью.
От середины ствола в разные стороны зеленой краской проводят ветви дугообразной формы. От центра каждой ветки прорисовывают листья. Чтобы они были острыми, проводят короткие штрихи, немного дергая кисточкой и отпуская ее.
Гуашью или фломастерами рисуют парусник у края горизонта, где голубое небо соприкасается с синим морем.
«Космические дали»
Будущие школьники подготавливают миски с мыльным раствором разного цвета. Воспитатель перед занятием предлагает детям рисовать фон 2 способами: с помощью воронок или соломинок. Каждый дошкольник выбирает способ, который ему больше нравится . Дети готовят самостоятельно материалы, которые им необходимы. Одни из них берут несколько воронок,обтянутых тканью. Другие—соломинки для выдувания пены и ложки для ее выкладывания на бумагу.
Первый способ
- Дошкольники делают набросок простым карандашом.
- Они дуют в соломинку, чтобы над миской поднялась высокая шапка.
- Берут ложкой пену и заполняют сначала обведенные простым карандашом части (планеты, ракету).
- Когда они немного подсохнут, таким же образом рисуют фон. Планеты могут быть цвета охры, красного, голубого оттенка. Космическое пространство изображают разными цветами: синим, красным, малиновым сиреневым, зеленым. Если дети изобразили ракету, остается дорисовать иллюминаторы.
Второй способ
Для этого способа не нужно делать предварительных набросков.
Воронку опускают в миску и ведут ее по бумаге в любом месте, дуя в горлышко. Над бумагой поднимается пышная пена.Убирают воронку. Оставляют пену до высыхания. Ее можно также сдуть. На месте пены остаются красивые пузырчатые следы. Таким же образом делают пятна других цветов.
Дети вглядываются в очертания фона. Там, где заметен силуэт округлой формы, дошкольники прорисовывают планету. Для этого они обводят круглый предмет, чтобы она получилась правильной формы. Дорисовывают кольца Сатурну фломастерами или кистью.
Иногда на фоне видны очертания ракеты. Дети обводят ракету, иллюминаторы, подрисовывают пламя огня. Можно нарисовать летящую комету.
Если дошкольники разглядят силуэт летающей тарелки, то они очерчивают ее контур, дорисовывают инопланетянина внутри нее, огни, ножки космического корабля.
«Зимняя сказка»
С помощью воронок дошкольники проводят полосы голубого, оранжевого, розового, фиолетового цветов.
Ствол ели можно нарисовать 3 способами:
- немного отступив от верхнего края листа проводят прямую линию всей кистью;
- вверху ставят точку кистью и рисуют наклонные линии влево и вправо,Затем линии в нижней части листа соединяют и закрашивают внутреннюю часть изображения. Внизу ствол шире,чем в верхней части;
- прямая линия рисуется до середины концом кисти, а затем—плашмя.
От ствола в разные стороны отходят ветки: вверху они короче, внизу—длиннее. Так как дети 6-7 лет уже умеют рисовать ель,они выбирают приемы изображения листвы. На листьях ели белой краской будущие школьники наносят хлопья снега.
Чуть поодаль дошкольники изображают дерево в снегу: сначала рисуют ствол, ветки и снег на них. Справа дети рисуют деревню: большой дом на переднем плане и вдалеке маленькие избушки. На крышах лежит снег, в окнах горит свет, из трубы стелется дым. Края голубых сугробов, выполненных с помощью мыльных пузырей, можно обвести белой краской.
Заключение
Рисование мыльными пузырями– очень интересное и увлекательное занятие. С их помощью создают много красивых картин.
Сегодня мы рассказали о технике рисования мыльными пузырями.
Вы узнали, какие рисунки можно создать в разных возрастных группах, если очень захотеть. Если у вас остались вопросы по технике рисования мыльными пузырями, пишите в комментариях.