Приводя ребенка в детский сад, многие родители переживают, как будет проводить время в детском саду их малыш, не будет ли плакать без близкого человека рядом. Сегодня мы расскажем о том, какие виды деятельности в ДОУ существуют, и как увлекательна жизнь детей в группе.
Вы узнаете подробнее, что делают и чем занимаются дошкольники в детском саду в течение дня.
Виды деятельности в ДОУ по ФГОС
Интересный факт!
Однажды мама дошкольника 4 лет попросила: «Нам, родителям, очень хочется узнать, как проводят время наши малыши в детском саду. Можно, я посмотрю и запишу некоторые моменты деятельности детей?» Я разрешила ей понаблюдать, как организую игру-драматизацию, дидактическую игру. Посидела она на занятии, увидела, как проходит прогулка у детей. Ей понравилось, и она ушла со спокойной душой, что дети заняты, и переживать за своего малыша не стоит.
Не стоит беспокоится и другим родителям, потому что день в детском саду пробегает очень быстро: одна деятельность сменяет другую.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие виды деятельности в дошкольном учреждении:
- игровую. Игра способствует развитию и обучению детей. Игры продолжаются в течение всего пребывания дошкольника в детском саду: в самостоятельной деятельности ребенка, во время проведения воспитателем занятий;
- поисково-исследовательскую. Опыты и эксперименты помогают дошкольникам познать окружающую действительность, найти закономерные связи между природными явлениями;
- коммуникативную. Социализация детей происходит постепенно. Программные задачи по обучению коммуникативным умениям усложняются от возраста к возрасту;
- двигательную. В детском саду потребность дошкольников в движении реализуется через строевые, общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы, подвижные игры;
- музыкальную. Эстетическое развитие через музыку благотворно влияет на психику малышей;
- изобразительную. Рисование,лепка, аппликация развивают творческие способности дошкольников;
- конструирование и ручной труд. Постройки из различных конструкторов благотворно влияют на развитие у детей инженерного мышления, а поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона будят у них фантазийные образы, совершенствуют мелкую моторику рук;
- самообслуживание и элементарную трудовую деятельность. В труде дошколята учатся добиваться конкретного результата, обслуживать себя;
- восприятие художественной литературы. Чтение раскрывает волшебный мир сказки, помогает постичь основу взаимоотношений между героями литературных произведений.
Рассмотрим каждый вид деятельности подробнее.
Игровая деятельность
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре развивается внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, дошкольник ненавязчиво приобретает новые знания и умения, совершенствует навыки общения с другими людьми, постигает нормы и правила взаимоотношения в обществе.
Игры делятся на творческие игры и игры с правилами. Давайте разберемся, что же это такое и чем они отличаются друг от друга.
Творческие игры
Важно знать!
Творческие игры создаются самими детьми. Они придумывают содержание игры и подбирают игрушки, материалы к ней. В творческих играх отображаются и перерабатываются впечатления дошкольников об окружающей жизни, воссоздаются социальные отношения взрослых.
К творческим играм относятся:
- сюжетно-ролевые;
- строительные игры;
- игры-драматизации.
В сюжетно-ролевой игре малыш принимает на себя роль взрослого: шофера, врача, продавца, мамы, воспитателя и воспроизводит его деятельность. В каждой сюжетно-ролевой игре есть сюжет, по которому дети действуют. Часто дошкольники используют в игре предметы –заместители (лошадь–палочка, камешки–конфеты).
С возрастом сюжетно-ролевые игры становятся более разнообразными. Если дети младшего дошкольного возраста отражают в игре свои впечатления от непосредственного общения с окружающим («Больница», «Семья», «Магазин», «Шоферы», «Детский сад»), то старшие ребята строят сюжет на основе рассказов взрослых, из книг, т.е. опосредованно ( «Космонавты», «Путешествие на Северный полис» и т.д.)
Игры-драматизации проводятся на основе литературного произведения. Они развивают речь дошколят, ее выразительные средства.
Строительные игры помогают ребятам возводить сооружения по схемам, по условиям. Дети учатся сравнивать построенные здания, фигурки людей, животных с реальными предметами, у них развивается наблюдательность.
В творческих играх роль взрослого состоит в обогащении знаний детей об окружающем. Например, воспитатель беседует с детьми о космосе и космонавтах, показывает видео о планетах, выводит детей на экскурсию в ателье, на почту, предлагает дошкольникам сделать карточки для больницы, книжки-малышки для библиотеки.
Игры с правилами
Игры с правилами предназначены для формирования определенных умений и навыков, развития качеств личности. Так, в подвижных играх развивается быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, в музыкально-дидактических–музыкальный слух, чувство ритма, словесных – связная речь, звукопроизношение, в математических дети упражняются в счете, узнавании и назывании геометрических фигур.
Важным элементом игры являются правила,которые необходимо неукоснительно выполнять. Создаются они педагогами для решения определенных задач.
К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Место игр в режиме дня дошкольников
Дошкольники играют в течение всего дня. Играм отведено место до завтрака, после него, после занятий, на прогулках, в вечернее время. В утренние часы организуются игры малой подвижности. Дети играют индивидуально или небольшими группами в настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры с дидактическими игрушками.
Воспитатель проводит в это время индивидуальную работу с детьми по математике, развитию речи, грамоте, изобразительной деятельности, предлагает дидактические игры для всех детей.
На прогулках проводятся игры разной подвижности. Их организует не только воспитатель, но и сами дети.
В вечернее время создаются условия для развертывания всех видов игр. Воспитатель организует игры-драматизации, дидактические игры, помогает в обогащении сюжета ролевых игр, наблюдает за самостоятельной деятельностью воспитанников.
Поисково-исследовательская деятельность
Важным видом является поисково-исследовательская деятельность. Она помогает дошкольникам изучать свойства различных объектов окружающей среды, устанавливать связь между природными явлениями.
Дети учатся самостоятельно определять проблему, ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезу и находить решение опытным путем. Эксперименты способствуют выявлению правильности предположений, подтверждению или опровержению гипотез. К тому же дошкольники научаются анализировать, делать простейшие выводы и умозаключения. У них развиваются внимание, память, мышление.
Тематика опытов разнообразная: «Вода», «Воздух», «Лед», «Мыло», «Животные и растения», «Материалы», «Природные явления», «Человек». Так, например, чтобы выяснить, что такое испарение, в блюдце наливается вода, а через несколько дней проверяется, сколько жидкости осталось в нем. Свойства материалов дети познают, сравнивая между собой металл и дерево, бумагу и ткань.
Выполняя различные действия с бумагой и тканью: сминание, складывание и др., дошколята выясняют, что бумага рвется, ткань более прочная, переплетенные нити волокон делают ее плотной и т.д. Во время умывания дошкольники обращают внимание, что грязь не смывается без мыла, строят гипотезы, проверяют их.
Дошкольники в восторге от опытов. Им нравится наблюдать за таянием снега, занесенного с улицы в помещение; видеть, как образуются цветные круги на молоке при опускании в него палочек, смоченных мыльным раствором; как застывают на морозе мыльные пузыри.
Коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность – это взаимодействие детей со взрослыми и со сверстниками. В процессе занятий и во время режимных моментов у дошкольников формируются коммуникативные умения.
Л.Р. Мунирова выделила 3 группы коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативные. Это умения, позволяющие установить контакт с окружающими: поздороваться, попросить, произнести комплименты;
- регуляционно-коммуникативные. Такие умения предполагают управление своими эмоциями, действиями во время совместной игры, труда в соответствии с правилами культуры общения;
- аффективно-коммуникативные. Они представляют собой способность использовать при общении вербальные (вежливые слова) и невербальные средства (мимику, жесты, интонацию).
Для формирования коммуникативных умений в детском саду используются разнообразные методы и приемы:
- чтение произведений и обсуждение поступков героев;
- рассматривание иллюстраций, описание детьми, что изображено на картине и выявление противоречий во взаимоотношении между детьми;
- этические беседы;
- упражнения «Выскажи свое мнение», «Как ты думаешь?» после просмотра кукольного спектакля на этическую тему или инсценировки детьми отрывка из сказки;
- коммуникативные игры «Ищу друга», «Подарки», «Бусы для куклы» и другие;
- утро радостных встреч: приветствие, рассказ о предыдущем дне, пожелания друг другу;
- сюжетно-ролевые игры. Играя, дети учатся распределять роли, готовить атрибуты, договариваться между собой;
- дидактические игры. В них дети могут играть по двое, трое, подгруппами. Например, игра «Классификация цветов». Дошкольники объединяются между собой в группы: «Лесные цветы», «Садовые цветы», «Полевые цветы». Внутри группы дети договариваются между собой, кто из них будет выбирать цветущие растения, кто–держать картинку, а кто– называть и рассказывать о них;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- отгадывание детьми загадок на этические темы.
Двигательная деятельность
Ребенок постоянно находится в движении. Движение–естественная потребность организма, благодаря которому малыш развивается, укрепляется его здоровье.
Формирование двигательной активности наблюдается не только на физкультурных занятиях, но и в ходе выполнения режимных моментов.
Важно!
Велика роль утренней гимнастики в поднятии эмоционального и мышечного тонуса дошкольников. Поэтому рекомендуем родителям вовремя проводить ребенка в детский сад, чтобы тот успевал на утреннюю зарядку. Различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
После дневного сна проводится гигиеническая гимнастика, включающая в себя общеразвивающие упражнения в постели, самомассаж, хождение по массажным дорожкам, ходьба и бег на месте.
Любое занятие включает в себя физкультминутку, чтобы предупредить возникновение усталости и утомление.
Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика.
Во время прогулки проводится индивидуальная работа по физическому воспитанию, подвижные игры, игры-эстафеты. Физкультурные праздники и досуги в ДОУ также активизируют двигательную деятельность.
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность включает в себя пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Музыка используется на всех видах занятий и в повседневной жизни. В утренний прием воспитатель предлагает дошкольникам послушать музыкальные произведения классиков или детские песни. Приятная мелодия помогает заинтересовать детей, облегчить расставание с близкими.
Утренняя гимнастика под музыку делает детей более собранными, дисциплинирует их.
На прогулке во время наблюдений педагог включает программные произведения, например, песни «Муравьишки» Гомоновой, «Падают листья» Ивенсен. Под музыку дети лучше запоминают, у них повышается интерес к природе.
На прогулку иногда выносятся музыкальные инструменты. С их помощью педагог дает возможность детям разучить простейшую мелодию на металлофоне, почувствовать чувство ритма при ударах кастаньет, в треугольник, бубен.
Воспитатель проводит с детьми хороводы, музыкальные игры.
Спокойная музыка или колыбельная успокоит малышей перед сном, поможет им быстрее заснуть. Под тихую мелодию дети также спокойно просыпаются, делают гигиеническую гимнастику после сна.
Интересный факт!
Иногда у детей появляется желание петь во время сюжетно-ролевой игры, трудовых действий, выполнения каких-то движений. Они поют индивидуально или подгруппами, рисуя за столами, или, играя в куклы на ковре. Очень любят дошколята игру «Концерт», когда каждый из них выступает с каким-нибудь номером: стихотворением, песней, танцем, а другие громко аплодируют им за мастерство.
Изобразительная деятельность
Много внимания уделяется в детском саду изобразительной деятельности. К изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация.
Уголок для продуктивной деятельности в группе объединяет различные материалы для рисования, аппликации, лепки: акварельные краски, сангину, восковые мелки, гуашь, кисти разных размеров, цветную, гофрированную, бархатную бумагу, фольгу, картон, кусочки тканей, трафареты, раскраски и другие.
В своих рисунках, аппликационных работах, лепных изделиях дети отображают впечатления об окружающем мире, упражняются в полученных на занятиях технических приемах. В утренние часы, вечером дети рисуют по литературным произведениям, на свободную тему, создают узоры на ковриках, платочках, свитерах. Они лепят из пластилина, глины дымковских барышень, петухов, лошадок, а затем раскрашивают их.
В уголке по изобразительной деятельности много поделок и рисунков. Интересны не только индивидуальные работы, но и полезные вещицы для сюжетно-ролевых игр (вылепленная из папье-маше и расписанная детьми посуда для кухни, узорные салфетки для кукольного уголка, овощи и фрукты из соленого теста для «Магазина», книжки-самоделки для «Библиотеки». Коллективные работы объединяют детей, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу, учат их договариваться между собой.
Рисование
На занятии по рисованию дети старших дошкольных групп знакомятся с различными видами живописи: натюрмортом, пейзажем, анималистическим жанром, портретом. В свободной деятельности дошкольники рисуют портреты товарищей, мамы, папы, бабушки, дедушки, передавая особенности возраста и одежды, настроение. Они воссоздают образы животных в движении, пишут их портреты.
В пейзаже передают характерные черты непогоды, солнечного дня, перспективу. Старшие дошкольники, сочетая атрибуты, находящиеся в группе и уголке творчества, создают натюрморт и зарисовывают его.
Очень нравится ребятам пластилинография, которая помогает создать замечательную картину.
На прогулке они рисуют палочками на земле, снегу, раскрашивают снежные постройки.
Лепка
Дошкольники очень любят лепить из пластилина, глины, теста. Часто, сидя в уголке творчества в утренние и вечерние часы, они создают настоящий шедевр: придуманного ими животного, красивую птицу, людей, дома, цветы, сосуды.
Интересный факт!
Дошколятам нравится играть в вылепленные изделия. Но порой их игровой замысел развивается настолько стремительно, что предметов и персонажей не хватает,чтобы его осуществить. «А почему бы не соединить лепку с игрой,–подумала я,–надо только вылепить недостающих животных, фей, волшебников, драконов, придуманных детьми.» Сначала, в младших группах в свободной деятельности, я помогала детям лепить недостающие элементы игры. Старшие дошкольники уже самостоятельно осуществляют свой игровой замысел,создавая новых героев. Они могут играть и лепить часами.
Если вылепить предмет не удается, то на помощь приходит педагог. Он рассматривает с детьми иллюстрацию, выясняет с ними, какой формы и размера его части . Воспитатель просит дошкольников подумать, каким способом можно вылепить ту или иную часть тела, как соединить. И дети находят способы лепки.
Аппликация
Вырезание в свободной деятельности развивает руку ребенка, технические навыки, будит фантазию. Дети учатся резать по контуру, закруглять углы. Нелегко дается дошкольникам симметричное вырезывание, но зато аппликации получаются оригинальные и красивые.
Не оторвешь глаз от работ, изготовленных из цветных элементов(«квиллинг»)! Дети сами нарезают ровные полоски по прямой, закручивают их и создают ажурные изделия (цветы в подарок маме, жар-птицу, забавных зверушек.) Вырезая цветы, узоры из тканей, дошколята наклеивают их на бумагу и рисуют продолжение узора или какой-то сюжет. Они изготавливают маски для игр-драматизаций, декорации к спектаклям, украшают группу к праздникам.
Конструирование
Одним из видов деятельности, которым занимаются дошкольники в детском саду, является конструирование.
В утренние и вечерние часы малыши активно используют строительные материалы и различные виды конструкторов. Они по образцу и по замыслу строят железные дороги, возводят космодромы, сооружают театры, замки, аэропорты, бензоколонки.
После того, как постройка готова, дети коллективно играют с ней, используя фигурки людей, животных. Если по замыслу не хватает каких-то предметов: мебели, видов транспорта, то они дополняют свои постройки ими, выбирая необходимые детали и конструируя из них.
Дошкольники с интересом собирают схему электронной игрушки и с радостью следят за ее работой.
Виды конструкторов для детей
Различают следующие виды конструкторов:
- деревянные. Они состоят из строительных деталей: кирпичиков, кубиков, пластин, арок, конусов, призм, брусков, цилиндров. В ДОУ применяют конструкторы различной тематики в зависимости от возраста дошкольников «Городок», «Сказочные замки», » Транспорт», «Строитель», «Зоопарк». Деревянные наборы бывают не только настольные, но и напольные с неокрашенными и цветными элементами;
- пластмассовые. Это конструкторы «Лего» в разных сериях. Не менее занимателен конструктор российского производителя «Фанкластик», из деталей которого можно создать сложные фигуры и сооружения: архитектурные строения, забавных животных, транспорт, космические аппараты, колесо обозрения и другие. Конструктор «Фанкластик» отличается от «Лего» трехмерным способом соединения деталей, что позволяет сделать уникальные объемные модели;
- металлические. Внимание дошкольников в них привлекают способы сборки из деталей: гаек, болтов, перемычек, колес и оригинальные модели, которые получаются в процессе конструирования;
- магнитные. В геометрические пластины разной формы встроены магниты, которые помогают выполнить разнообразные конструкции машин, зданий;
- электронные. Они развивают в детях инженерные способности, интерес к физике, формируют представление о принципах работы электроприборов. В детском саду педагоги активно используют электронный конструктор «Знаток»;
- мягкие модули. Дети строят из них мебель, машины. Они позволяют дошкольникам развивать сюжет ролевой игры, планировать ее игровые события.
Ручной труд
Незаметно проходит время за конструированием из бросовых материалов, туалетной бумаги, одноразовой посуды, бумаги, картона, ниток. Работы детей настолько неповторимы и разнообразны, что удивляешься их неиссякаемой фантазии и кипучей энергии, творческому порыву.
Воспитатель учит детей изготавливать изделия разной формы, размеров,назначения на занятиях, а в самостоятельной деятельности полученные знания совершенствуются. Помогает развить сюжет материал, специально приготовленный воспитателем и помещенный им в уголок творчества.
На прогулке дошкольникам нравится делать постройки из песка и снега. Они с удовольствием выполняют поделки из природного материала: желудей, шишек, ореховых скорлупок, каштанов. Они учатся соединять их с помощью пластилина или палочек, придумывая свои оригинальные изделия.
Трудовая деятельность дошкольников
Огромное внимание в ДОУ уделяется трудовому воспитанию дошкольников:
- ознакомлению с трудом взрослых;
- формированию интереса к труду;
- обучению простейшим трудовым умениям и навыкам.
В детском саду педагог знакомит детей с людьми разных профессий. О профессиях дошкольники узнают из книг, видеофильмов, презентаций, бесед, дидактических игр. А настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры дают возможность воспитателю узнать, как они усвоили те или иные знания. В дошкольном учреждении проводится праздник «Все профессии нужны, все профессии важны».
Интересный факт!
Иногда в группу приглашают родителей той или иной профессии, которые рассказывают о своей работе, привлекают дошкольников к простейшим трудовым операциям: закрутить шуруп, собрать флористическую композицию.
Для детей дошкольного возраста доступны следующие виды труда:
- самообслуживание (обслуживание ребенком самого себя, формирование у него культурно-гигиенических навыков: одевания, умывания, пользования столовыми приборами);
- хозяйственно-бытовой труд. Дети трудятся на общее благо в группе, поддерживают чистоту на участке;
- труд в природе. Дошколят приучают ухаживать за овощными культурами в огороде, поливать, полоть растения в цветнике;
- ручной труд (создание поделок из различных материалов).
Формирование культурно-гигиенических навыков происходит в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели следят за тем, чтобы они правильно мыли руки, тщательно вытирали их полотенцем и вешали его на место.
Если у малышей не получается намыливать руки, то педагог показывает, разъясняет, используя игровые приемы и потешки. В старших группах напоминает, что мыть руки с мылом обязательно, проводит с ними опыты, которые показывают, почему мыло смывает грязь, а вода – нет.
Сидя за столом, дети овладевают умением правильно держать ложку, пережевывать пищу тщательно с закрытым ртом, не крошить. В детском саду дошкольники стараются складывать вещи в шкафчик аккуратно, одеваться в определенной последовательности.
Огромное внимание уделяется приучению детей к уборке группы и участка. Дети учатся протирать игровые полки, мыть игрушки, стирать кукольное белье, на участке–подметать, собирать мусор.
Формы организации труда дошкольников
К формам организации труда детей дошкольного возраста относятся:
- индивидуальные поручения: принести, отнести, протереть, убрать;
- дежурства. Дежурство по столовой, по занятиям, по уголку природы помогает приучить детей к элементарным трудовым обязанностям. Дежурные по столовой накрывают на стол, убирают посуду после еды. Если дети дежурят по занятиям , то они должны подготовить рабочие места детей и убрать их после образовательной деятельности. В уголке природы дежурные протирают листья у комнатных растений, рыхлят у них землю, поливают их, ведут дневник наблюдений;
- коллективный труд. Это труд, организованный педагогом или самими детьми. Он имеет общую цель и объединяет подгруппу или группу дошкольников. Применяется коллективный труд в старшей и подготовительной группе, потому что дети данного возраста имеют определенные умения и навыки. Коллективный труд развивает у детей чувство коллективизма, желание трудиться на общую пользу, договариваться между собой, распределять между собой обязанности.
Ознакомление с художественной литературой
Важной деятельностью по ФГОС является восприятие детьми художественной литературы.
Не только на занятиях, но и в утренние, вечерние часы, на прогулках дети часто слышат художественные произведения, помогающие лучше воспринять наблюдаемый объект. К ним относятся потешки, стихи, загадки.
Воспитатели часто читают детям сказки или рассказы, беседуют по содержанию, чтобы выяснить, как дошкольники поняли идею произведения, оценили поведение героев.
С детьми учат стихи, составляют загадки, проговаривают скороговорки. Иногда детям включают аудиосказки, драматизируют с ними художественные произведения.
Заключение
Виды деятельности в ДОУ разнообразны. Находясь в дошкольном учреждении с утра до вечера, дети не только играют, но и обучаются, слушают музыку, поют, танцуют,выполняют физические упражнения, строят, лепят, рисуют, клеят, считают, проводят опыты. День для многих дошколят проходит незаметно ,особенно, если у них есть друзья.
А вы, уважаемые родители, интересуетесь ли, приходя в детский сад, что полезного узнал ваш ребенок в детском саду, в какие игры играл, чему научился. Или ограничиваетесь рассматриванием новых поделок на стенде и вопросом, как ел ваш малыш, спал ли во время дневного сна? Хотелось бы узнать в комментариях , как встречает вас дошкольник вечером: торопится домой или просит еще немного поиграть с друзьями.
Если у вас остались вопросы, то мы с удовольствием на них ответим.