Продуктивные виды деятельности дошкольников развивают мелкую моторику детей, умственную активность, творчество, способности. В данной статье мы расскажем о том, что такое продуктивная деятельность,какие основные виды используются в детском саду и как.
Вы познакомитесь с характерными особенностями рисования в разных группах в дошкольном учреждении и материалами для этой виды деятельности. Вы узнаете о способах лепки и о том, как устроен уголок конструирования в дошкольном учреждении.
Продуктивная деятельность — это
Важно знать!
Продуктивная деятельность — это деятельность под руководством взрослого, в результате которой создается творческий продукт: рисунок, вылепленное изделие, постройка, аппликация из различных форм.
К продуктивным видам деятельности относятся:
- рисование. При обучении детей в детском саду и в домашних условиях рисованию успешно можно использовать не только традиционную технику, но и рисование нетрадиционными материалами: мыльными пузырями, поролоном, нитью и другими. Особым видом рисования является создание рисунка с помощью пластилина — пластилинография;
- лепка. Лепка не только помогает лучше узнать форму предмета, пропорции, расширяет кругозор, но и развивает мелкую мускулатуру рук, творчество ребенка. Лепить можно из глины, пластилина, теста;
- аппликация. Аппликационные работы выполняются с помощью 2 действий: вырезывания и наклеивания. Дети создают изображения предметов, сюжеты или орнаменты;
- конструирование. В переводе с латинского «construction» означает «построение». Конструирование — сложный вид деятельности, в которой дошкольники изготавливают различные поделки из строительных и природных материалов, бумаги и картона, готовых форм.
Рассмотрим каждый из данных видов подробнее.
Рисование в детском саду

Рисование развивает интерес к познанию мира. Чтобы нарисовать предмет, дошкольнику нужно обследовать его форму, знать его строение, расположение частей. Целенаправленное обучение рисованию помогает ребенку выделять существенные признаки предмета, Рисуя, ребенок не только изображает его специфические особенности, но и передает свое отношение к изображаемому. Значимость предмета, человека он может показать, сознательно увеличив его размер, раскрасив ярким цветом.
Через рисование у дошкольников развивается творчество и фантазия. Дошкольников учат не только наблюдать и изображать предметы, но и рисовать сюжет, передавая взаимоотношения между ними. Огромное внимание в детском саду уделяется декоративному рисованию.
Материалы для рисования
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие материалы для рисования:
- простые и цветные карандаши;
- пальчиковые краски;
- гуашь;
- акварель;
- сангина;
- пастель;
- цветные восковые мелки.
Рассмотрим каждый из этих материалов подробнее.
Карандаши
Карандашами закрашивают предметы с помощью штриховки или тушевки.
Тушевка — это сплошное покрытие одним слоем без нажима на карандаш.
Штриховка — это покрытие сплошными линиями, направленными в одну сторону. В дошкольном возрасте дети учатся правильно прорисовывать мелкие детали и аккуратно закрашивать рисунок, накладывать один цвет на другой и менять насыщенность рисунка в зависимости от нажима на карандаш.
Пальчиковые краски
Это художественный материал на водной основе с добавлением пищевых красителей. Он безопасный и экологически чистый. Он используется при рисовании пальчиками, ладошками, когда малыш еще не умеет держать кисть( с 6-месячного возраста.) Но и дети младшего дошкольного возраста с удовольствием рисуют ими. Пальчиковые краски мягкой консистенции, поэтому легко ложатся не только на бумагу, картон, но и на пластик, стекло. Краски не стекают с рук, легко отмываются. Смешивая их между собой, можно получить разнообразные оттенки.
Гуашь
Важное свойство гуаши — ее непрозрачность. Краски можно смешивать на палитре. Чтобы сделать гуашь светлее, в нее добавляются белила. При пользовании гуашью краску одного цвета можно наложить на краску другого цвета, но только после того, как слой подсохнет. Наносить краску густым слоем нельзя, иначе она осыплется.
Акварель
Это водяные краски, выпускаются в тюбиках, чашечках и плитках. Используются для рисования детьми с 5 лет. Слой, наносимый краской, прозрачный, поэтому, если перед закрашиванием акварелью был сделан карандашный набросок, то его будет видно. Поэтому наносить линии карандашом нужно слегка. Стирать карандашную линию после нанесения акварельного слоя нельзя: рисунок испортится. Белила для смешивания акварельных красок не применяются, потому что цвет теряет свою прозрачность и чистоту. Другой оттенок получается разбавлением цвета водой. Если нужно обеспечить плавный переход от одного оттенка к другому, то край нанесенной краски размывается чистой водой.
Сангина
С ее помощью наносится красновато-коричневый или нежно-розоватый оттенок. Оттенки получаются путем разного нажима на карандаш. Сангину используют в детском саду со старшей группы. Сангина пачкает и ломается, поэтому нужно приучать дошкольников рисовать ею аккуратно. Выполнять изображение нужно, двигаясь от левого края бумаги к правому, чтобы не размазать его и не испортить рисунок. Изображение нужно зафиксировать.
Пастель
В переводе с итальянского «pustello» означает «мягкие цветные карандаши». Они придают рисунку бархатистость, нежность. Пастель изготавливается из красок добавлением связующих веществ: талька, гипса, сахара и других. У пастели много оттенков (до10-15 разных тонов). Пастель можно использовать в сочетании с цветными карандашами, прорисовывая ими мелкие детали. С детьми дошкольного возраста используется с 5-6 лет.
Цветные восковые мелки

Они изготовлены из воска с добавлением красителей. Восковые палочки делают рисунок ярким и интересным. У мелков почти нет оттенков. Закрашивать фон на рисунке можно не концом мелка, а боковой поверхностью. Такое нанесение рисунка сделает его более выразительным.
Обучение детей рисованию
Занятия проводятся в игровой форме. Педагоги используют художественное слово: стихи, потешки, загадки. Физкультминутки позволяют детям отдохнуть, пальчиковая гимнастика — размять пальчики. Рассматривание предмета дает возможность выделить его важные элементы, определить их местонахождение и размеры. Показ техники рисования сопровождается объяснением. В конце занятия проводится анализ работ.
Важно!
В младшем дошкольном возрасте воспитатель одобряет работы детей, хвалит их. Положительная оценка поддерживает интерес младших дошкольников к рисованию. В средней и старшей группе воспитатель выделяет лучшие работы и подчеркивает их положительные стороны. Подобным образом педагог учит ребенка сознательно выбирать приемы рисования. Об ошибках и способах их устранения можно побеседовать с дошкольником индивидуально. Со старшей группы к анализу можно привлекать детей.
Работа по обучению рисованию в дошкольном учреждении проводится в системе от простого к сложному, учитывая возрастные особенности детей.
Рассмотрим, чему учатся дети по возрастам.
Рисование во 2 младшей группе
Младшие дети еще не умеют рисовать. Они ищут в своих работах сходство с реальными предметами. Поэтому обучение начинается с самого простейшего: рисования вертикальных и горизонтальных линий. Это могут быть капли дождя, дорожки для автомобилей, ленточки для кукол, ниточки для шаров.
Дошкольники рисуют пересекающиеся линии (рельсы, узор для платочка.) При этом они могут использовать карандаш или краску не одного, а двух цветов.
Затем дети учатся рисовать круг большой и маленький (ягоды, яблоки, шары). У детей 4 года жизни слабо развито аналитико- синтетическое мышление. Рисовать несколько форм для них сложно. Поэтому для рисования можно взять предмет, состоящий из 2 форм, или использовать ритмичное повторение одной и той же формы (ветки елочки, лучи солнца.)
Во 2 младшей группе детей учат рисовать квадрат (дом, окна, флажки). Для дошкольников 4 года жизни цвет становится основным признаком изображаемого, отражающего его основные особенности: желтый цыпленок, зеленая елка и т. д.
Рисование в средней группе
В средней группе программные задачи усложняются.
Кроме округлой, дошкольники рисуют овальную форму, сравнивая их между собой (апельсин-лимон, мишка-цыпленок.) Детей обучают передавать образы предметов, состоящих из нескольких частей разного размера: неваляшка, снеговик. При рисовании елочки ветки вверху короткие, внизу длинные. Можно нарисовать иголочки.
Кроме квадрата дошкольники изображают прямоугольную форму, сравнивают их между собой: платочек и тележка. В средней группе вводится рисование человечка.
Старшая группа
У старших дошкольников накоплен опыт восприятия окружающей действительности. Они рисуют на темы, в которых не требуется непосредственное рассматривание и наблюдение («Животные жарких стран», «Сказочные герои»).
Вводятся новые изобразительные материалы: уголь, сангина, цветные мелки, акварель.
Старших дошкольников не только учат сравнивать однородные предметы между собой, но и выражать в рисунке характерные признаки каждого (свекла и репка, яблоки разных сортов.) Простым карандашом дошкольники рисуют контур предмета, а затем раскрашивают его. Они передают особенности лица и одежды человека, героев сказок, рисуют натюрморты, пейзажи, знакомятся с анималистикой, портретом.
Подготовительная группа

Дошкольники 6-7 лет умеют анализировать, делать выводы, поэтому в рисунке они не только отображают общие признаки однородных предметов, но и их отличия (например, у деревьев разных пород выделяют специфические особенности стволов, веток, листьев, плодов.)
В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с видами живописи и рисовать пейзажи, натюрморты, животных и людей. Они передают в своем рисунке характерные черты пейзажа в разное время суток, настроение художника при отображении состояния погоды, творчески подбирая необходимые средства выразительности. Дети умеют располагать кустарники, деревья, дома при построении пейзажа в соответствие с их величиной: дальние предметы маленькие, близкие для видения— большие.
Они определяют индивидуальные, групповые портреты, автопортрет. Они имеют представление о том, что портрет бывает по грудь, по пояс, в полный рост.
Дошкольники умеют не только рассматривать натюрморты известных художников, но и пытаются собрать из имеющихся предметов, овощей, фруктов собственное творение и нарисовать его с натуры.
Способы лепки из пластилина
Самым простейшим способом лепки из пластилина или глины является раскатывание материала прямыми движениями рук ( предметы цилиндрической формы.)
Более сложным способом для дошкольников считается изготовление шарообразной формы, потому что при круговом движении ладоней нужен зрительный контроль и координация обеих рук. Тематика лепки разнообразная: шарики, конфетки, ягоды, яблоки и другие.
Еще один простейший способ лепки: расплющивание. Таким образом из шара можно получить диск, лепешку, пряник, печенье.
Более сложные формы лепят пальцами(столбик соединяют в колечко.)
Для лепки форм, состоящих из нескольких частей, используют три способа лепки:
- конструктивный. Сначала лепят самую крупную часть, а затем остальные элементы. Они скрепляются между собой. Для прочного соединения деталей их достаточно плотно прижать друг к другу или пригладить со всех сторон. Можно скрепить элементы другим способом: сделать в куске углубления, и вставить детали в них, а линии соединения сгладить;
- пластический. Он представляет собой лепку из целого куска пластилина. Для его использования важно знать форму предмета, пропорции. Лучше всего перед лепкой нарисовать предмет, чтобы уточнить его форму, соотношение частей и переход от одного элемента к другому. Далее лепят основную форму. Так, белочку лепят из толстого валика. Затем вытягивают остальные части: хвост, шею. лапы. Заканчивается лепка выполнением мелких деталей;
- комбинированный способ лепки. Он сочетает в себе конструктивный и пластический способы, т. е основная форма лепится из целого куска. Она дополняется отдельными деталями. Так, при лепке слона толстый столбик с краев делится на 2 части и разъединяется. Это ноги слона. Валик загибается в полукруглую форму. Голову, уши и хобот лепят отдельно, чтобы не нарушить общую форму.
При лепке мелких деталей используется оттягивание и прищипывание. Прием выполняется пальцами. Из общей формы, например, головы, вытягивается нос необходимого размера.
Для придания форме выразительности (чешуя для рыб, перья для птиц, шерсть для животных) можно использовать способ рельефной лепки. На основную форму накладываются небольшие кусочки пластилина, очертания производят пальцами и стекой.
Виды аппликации в детском саду

Аппликации классифицируются по содержанию, материалу, объему, технике выполнения.
По содержанию аппликация бывает:
- предметная. Такая аппликация предполагает вырезание и наклеивание на лист бумаги изображения предмета, животного, человека, растения, сказочного героя. Изображение может быть составлено из отдельных форм или вырезано целиком;
- сюжетная. В ней отображаются сцены и события. Сюжетная аппликация— более сложный вид работы, потому что в ней следует отразить особенности каждого из персонажей, соотношение пропорций между ними, продумать композиционное решение, движение героев. Сюжетная аппликация часто применяется при создании панно;
- декоративная. Дети составляют узор на полосе, круге, квадрате, чередуя одинаковые элементы, подбирая сочетание деталей по цвету. Декор может быть составлен из геометрических фигур или растительных форм, готовых или вырезанных детьми.
В зависимости от объемности изображения аппликации делятся на:
- плоские. Все части аппликации приклеиваются полностью к фону. В результате получаются плоские изображения;
- объемные. Для их создания используются разные приемы: делаются объемные элементы и приклеиваются к фону(квиллинг, оригами),берутся материалы, придающие объем(гофрированная бумага, фасоль, крупы),к фону приклеивается только часть деталей.
По технике исполнения выделяют следующие виды аппликации:
- геометрическая. Предметы полностью или частично составляются из одинаковых или разных геометрических фигур. Геометрическая аппликация очень интересна для дошкольников: развивает мышление, фантазию, помогает закрепить геометрические формы и цвета;
- обрывная. Она составляется из обрывных сегментов-частей. С ее помощью можно изобразить предмет, сюжет, оформить рамку. Чтобы работа была аккуратной, лучше части делать одной величины;
- симметричная. Для ее выполнения используются элементы, имеющие симметричное строение(листья, деревья,бабочка). Они вырезаются из бумаги, сложенной вдвое;
- модульная. Это мозаичная аппликация из геометрических фигур одного размера;
- силуэтная. Аппликационные работы наклеиваются на фон в виде силуэта образа, вырезаемого беспрерывным движением по нарисованному или воображаемому контуру;
- ленточная аппликация представляет собой изображение нескольких одинаковых предметов, которые вырезаются из бумаги, сложенной гармошкой.
По материалу: аппликация выполняется из бумаги, листьев, ткани, из круп.
Уголок конструирования в детском саду

Продуктивные виды деятельности дошкольников не только развивают творческое мышление, воображение, память, внимание, но и движения руки.
Одной из важных зон в группе является уголок конструирования. С помощи конструкторов различного назначения дети создают постройки, из природного материала изготавливают поделки. Для ручного труда можно использовать и бросовый материал, бумагу, картон, готовые формы. Конструирование развивает мелкую мускулатуру рук, творчество дошкольников.
2 младшая группа
В уголке по конструированию во 2 младшей группе располагается:
- настольный строительный материал. Он лежит на полках в пластмассовых закрытых контейнерах или коробках. Материал классифицируется по форме и цвету, чтобы дети могли легко убрать его на место;
- крупный напольный материал стоит на полу или занимает нижнюю полку стеллажа. Кубики, кирпичики, пирамидки сделаны из дерева;
- рядом находятся игрушки (машины, куклы), необходимые для игр детей. Мелкие игрушки в младшей группе не используются для безопасности малышей. Размеры игрушек не должны быть менее 4-5 см длиной;
- во 2 младшей группе используются также крупные мягкие модули, наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.
Средняя группа
В средней группе применяется деревянный и пластмассовый конструктор. Его убирают в специальные ящики. В коробки можно сложить и мелкие игрушки для работы с ним. Крупный деревянный и пластмассовый строительный материал хранится на полках. Чем крупнее конструктор, тем ниже он располагается. Добавляется 2 конструктора «Лего» на разные тематики («Город», «Железная дорога», «Зоопарк»)
В зоне конструирования верхняя полка служит для выставок детских работ. Изделия народного искусства, детские поделки меняются периодически в соответствии с тематикой недели. Ниже находятся материалы для работы с бумагой и картоном. К ним относятся разные виды бумаги, клей, кисти, клеенки, выкройки и др.
На следующей полке хранится в коробках бросовый материал: проволока, пуговицы, ткани, поролон. Каждый из материалов лежит в коробочке, на которую наклеивают изображения того, что в ней лежит.
На полке ниже кладут природный материал: ракушки, шишки, каштаны и т.д.
Старшие дошкольники
В старшей и подготовительной группе мелкий строительный материал не разделяют по деталям. Хранится он в коробках, в которых был куплен в магазине. Крупный строительный материал убирают в шкаф. Детям предлагаются также металлические, болтовые конструкторы.
Конструкторы «Лего» разнообразной тематики: «Пожарная машина», «Огород», «Домик для куклы», «Замок», «Аэропорт». Старшие дошкольники начинают со взрослыми разбираться в электронных конструкторах. Используются магнитные конструкторы.
В уголке имеются фотографии различных архитектурных построек, схемы, рисунки зданий.
Альбомы с разной фактурой бумаги и тканей, пуговицы, пластилин для их крепления, клей, готовые формы, разнообразные природные материалы пополнят коллекцию для ручного труда.
Заключение
Ну что ж, мы думаем, что вопрос»Продуктивные виды деятельности дошкольников» закрыт. Из статьи вы узнали, какие виды аппликации бывают, как усложняются задачи по рисованию и требования к организации уголка конструирования в детском саду.
Надеемся, что данные знания помогут воспитателям и родителям развить творческие способности детей, вызвать интерес к продуктивной деятельности. Если статья понравилась, то можете поделиться ею в социальных сетях. Если остались какие-то вопросы, пишите в комментариях.