Граттаж–техника рисования, с помощью которой можно создать эффектные и необыкновенные работы. Эта техника несложная и интересная, доступная не только взрослым, но и детям.
Сегодня мы расскажем о том, что означает «граттаж», познакомим с его видами.
Вы узнаете, какие работы можно создавать в данной технике и как.
Граттаж– это
![Граттаж–это](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/07/grattazh-jeto-2.jpg)
Важно знать!
Граттаж – это техника в изобразительном искусстве. В переводе с французского «gratter» означает «скрести, царапать». Изображение выцарапывается острым резцом на основе, покрытой черной тушью. Рисование таким способом по-другому называется воскографией. Второе название появилось из-за натирания воском листа бумаги перед нанесением черного цвета на нее.
Граттаж бывает позитивный и негативный.
Позитивный граттаж –самый распространенный. Светлая основа покрывается тушью темных тонов: черного, синего, фиолетового. После процарапывания изображение получается светлым и ярким, контрастным с фоном.
В негативном граттаже основа, наоборот, покрывается темными красочными оттенками, а фон рисуется более светлый. После процарапывания появляется темное изображение.
Граттаж делится также на черно-белый (классический) и цветной.
Черно-белое изображение возникает в результате процарапывания фона и проявления белой основы с нанесенным на нее воском.
Белый лист бумаги покрывают воском 3 способами:
- натирают свечой;
- наносят кистью после прогревания на водяной бане;
- накладывают в расплавленном состоянии на поверхность листа. Воск расплавляется в результате горения чайной свечи.
Цветной граттаж отличается от черно-белого тем, что основа не белая, а разноцветная. Она образуется после нанесения на основу пятен, полос разных оттенков.
Лист бумаги покрывают акварельными, масляными или акриловыми красками. При процарапывании акриловой основы края рисунка получаются неровными, потому что такие краски сохнут быстро, образуя на поверхности пленку. Сверху красочный слой покрывается воском.
Цветные пятна рисуются также восковыми мелками, но свечой в данном случае основу не натирают.
Граттаж для детей
![Граттаж для детей](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/grattazh-dlja-detej.jpg)
Граттаж, как нетрадиционная техника рисования часто применяется в работе с дошкольниками и школьниками. Можно рисовать данной нетрадиционной техникой с детьми от 3-4 лет и в домашних условиях.
Граттаж для детей – это волшебство, настоящее чудо, когда из-под руки ребенка на черном фоне вдруг возникают яркие, интересные образы.
Цель техники: формирование представления детей о граттаже, как виде изобразительного искусства.
Задачи:
- Познакомить детей с техникой граттаж.
- Учить дошкольников грунтовать поверхность бумаги под рисунок.
- Формировать умение намечать предварительный эскиз с помощью простого карандаша или исписанной ручки.
- Учить детей делать четкие конкурсы рисунка, нажимая на инструмент.
- Совершенствовать умение передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, объединять нарисованные предметы единым сюжетом.
- Учить детей в обычных вещах и предметах видеть прекрасное.
- Способствовать созданию оригинальных работ с помощью техники граттаж.
- Развивать творчество дошкольников.
- Совершенствовать наблюдательность.
- Способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников, усидчивости, инициативы и самостоятельности.
Материалы и инструменты
Перед рисованием нужно подготовить следующие материалы:
- бумажный лист или картон. Бумага должна быть плотной, иначе во время процарапывания она может порваться;
- акварельные или гуашевые краски, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. Они необходимы для закрашивания основы;
- краски для нанесения фона: гуашь или тушь темного цвета;
- клей ПВА или мыльный раствор помогут более равномерному закрашиванию восковой поверхности;
- свеча. Воском покрывается основа, состоящая из цветовых или белых пятен. Грунтовать основу можно не только воском, но и мелом, парафином, яичным желтком, белой глиной;
- широкая кисть. Она необходима для нанесения краски на лист бумаги;
- заостренные предметы для процарапывания. Это могут быть стека, зубочистка, использованный стержень от ручки, заостренная палочка от суши;
- лоток. В него сметается краска, оставшаяся после процарапывания.
Техника граттаж для детей
![Техника граттаж для детей](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/tehnika-grattazh-dlja-detej.jpg)
В детском саду техника граттаж применяется со средней группы. Для граттажа в средней группе используются шаблоны и трафареты, потому что у детей недостаточно развиты технические умения и навыки, а любая неправильно прорисованная линия испортит изображение, подправить его будет невозможно.
Старшие дошкольники уже продумывают композицию рисунка, его цвета. Они прорабатывают дополнительные детали, подчеркивающие характерные черты изображения. Например, у цыпленка на теле мелкий пушок. Его можно нарисовать, проводя короткие линии. А на его крылышке располагаются длинные перья. Значит, и линии длинные.
Важно знать!
В работе со средними дошкольниками основу готовит взрослый, а в старших группах – сами дети. Поэтому рисованию в технике граттаж в старшей группе уделяется 2 занятия. На первом они самостоятельно создают основу. Они закрашивают картон краской, натирают его свечой и покрывают чёрной тушью. На втором занятии старшие дошкольники процарапывают изображение.
Инструменты, которыми дети будут процарапывать рисунок, не должны быть слишком острыми. Лучше, чтобы они были из дерева или пластмассы.
Обучение технике граттаж продолжается и в школе. Школьникам показывают приемы выполнения тех или иных линий. Изменяются и инструменты, с помощью которых производится граттаж. Дети узнают, как делать тонкие контуры, как можно изменить их ширину (держать резак по отношению к поверхности под разными углами, поворачивать его край).
Граттаж–техника рисования для детей поэтапно
Обучение детей технике граттаж проводится в определенной последовательности.
Перед занятием на столы необходимо постелить клеенку, потому что после процарапывания слоя на нем будет много восковой крошки.
Основа закрашивается старшими дошкольниками в соответствии с замыслом или произвольно.После нанесения краски она должна высохнуть.
![Граттаж–техника рисования. Варианты закрашивания основы гуашью](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/grattazh-tehnika-risovanija-varianty-zakrashivanija-osnovy-guashju.jpg)
Если используются восковые мелки или цветные карандаши, то кусочком бумаги растушевывается ее поверхность.
Поверхность основы дети натирают свечой таким образом, чтобы не было пропусков.
![Натирание воском](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/natiranie-voskom-2.jpg)
Дошкольники покрывают восковую основу тушью темного цвета.
![Покрытие основы гуашью](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/pokrytie-osnovy-guashju-2.jpg)
Можно использовать гуашь, предварительно разведенную воспитателем. Педагог добавляет в нее мыльный состав или белый клей. Иногда краска с трудом пристает к жирной поверхности. Поэтому требуется нанести не один слой черной туши. Перед тем, как покрыть бумагу новым слоем, тушь должна обязательно просохнуть. За основу можно взять цветной картон.
После того, как черная тушь или гуашь высохла, на бумагу наносят простым карандашом предварительный эскиз. Рисуют только крупные детали, а мелкие дорисовывают в ходе процарапывания. Рисунок с раскраски переводят на кальку и прикладывают её к окрашенному листу бумаги, крепят прищепками. Обводят непишущей ручкой рисунок на кальке. На черной поверхности появляется изображение.
Берут инструмент для процарапывания. Важно донести до детей правило: пользоваться им нужно осторожно, не размахивать, иначе острым инструментом можно нанести вред сидящему рядом. Дошкольники процарапывают рисунок.
![Процарапывание изображения](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/procarapyvanie-izobrazhenija.jpg)
Чтобы отпечатков пальцев на чёрном фоне не было, и краска с него не осыпалась от их прикосновения, под руку подкладывают чистую бумагу. Во время процарапывания на ней остаётся восковая крошка. Необходимо ее периодически сметать в лоток.
Техника граттаж с помощью яичного желтка
Важно знать!
Самым главным отличием яичного граттажа является то, что он совсем не пачкается.
Существует 2 способа рисования в технике граттаж с помощью яичного желтка. Рассмотрим каждый из них.
Первый способ рисования
Этапы работы
- Берут одно яйцо (желтка хватит для покрытия листа А4 несколько раз). Яичный желток отделяют от белка. Процеживают яичный желток сквозь мелкое(чайное) ситечко для того, чтобы оставшаяся в нем белковая пленка не попала на лист бумаги и не испортила работу. Готовят желток взрослые заранее. Желток может храниться в холодильнике в течение 2 дней в баночке с закрытой крышкой.
- На листе картона рисуется изображение или обводится трафарет. Рисунок раскрашивается красками. Когда краски высохнут, пальцем или беличьей кистью на него наносится желток. Когда он высохнет, основные детали рисунка обводятся ручкой, в которой уже закончились чернила.
- Затем смешивают темную акриловую краску с гуашью. Смесь данных красок ложится на рисунок равномерно и легко, не сворачиваясь на яичном покрытии. Можно наносить вместо акрила с гуашью тушь. Но разбавлять ее водой нельзя, потому что она размоет яичный слой. Наносить краску нужно мягкой кистью. Щетинную кисть для нанесения красочного состава использовать не рекомендуется, потому что она повредит желтковое покрытие.
- Когда краска высохнет, то на ее поверхности остаются следы рисунка, который вы обвели ручкой. Далее дети процарапывают изображение острыми предметами. Сквозь слой желтка появляются яркие красочные следы. Мусор убирают кистью в специальный лоток. Затем добавляют мелкие детали. Такая техника успешно используется на уроках изо при обучению граттажу школьников среднего звена.
Яичный граттаж можно выполнять и другим способом.
Второй способ. Пошаговый план
Порядок яичного граттажа следующий:
- сначала лист бумаги раскрашивается цветными красками ;
- затем на основу наносится слой желтка. В отличие от воскового покрытия листа, желтковый слой можно сушить на батарее или феном;
- после того, как первый слой желтка высохнет, проверяют, нет ли пропусков на бумаге. Затем кисточкой наносят еще слой желтка, особенно в том месте, где он был пропущен в первый раз. Желток хорошенько растирают для того, чтобы на бумаге не образовывались трещины. Наносить желток нужно только сухой кистью, не допуская попадания в него воды;
- закрашивают основу тушью. Ждут, когда она высохнет. Делают набросок простым карандашом, слегка нажимая на него;
- если выбран шаблон для прорисовки, то его контур обводят мелом. Прикрепляют к основе прищепками или малярным скотчем. Прижимают. На поверхности остаются меловые полоски. Перевести рисунок можно и с помощью белой копировальной бумаги;
- прикрепленный шаблон можно аккуратно обрисовать стержнем без пасты. Когда шаблон снимут, на бумаге появляются углубления от ручки. Важно при этом не испортить слой краски и не испачкать его ненужными отпечатками;
- затем работу процарапывают. Дошкольники и школьники могут рисовать по собственному замыслу, процарапывая изображение без предварительного наброска.
Граттаж рисунки
![Граттаж рисунки](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/grattazh-risunki.jpg)
В технике граттаж можно выполнить рисунки на любую тему: цветы, насекомые, домашние и дикие животные, животные юга, морские обитатели, портреты, пейзажи, натюрморты. Выигрышно и загадочно смотрятся картины «Космос», «Море», рисунки на фантазийные темы. Красивы декоративные узоры, украшенные в данной технике. Эффектно выглядят завитушки, спирали, дополняющие изображения. Можно в качестве обрамления нарисовать геометрические фигуры.
«Бабочка»
![Бабочка](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/babochka.jpg)
Рисуют дети бабочку поэтапно.
- На первом занятии они готовят основу: рисуют восковыми мелками цветные пятна.
- Затем проверяют, нет ли пробелов. Если белые пятна остались, то заштриховывают их восковыми мелками, иначе темную гуашь или тушь будет трудно сцарапать с мест, на которых остались пробелы.
- Старшие дошкольники могут самостоятельно закрасить черной тушью основу или это делает воспитатель.
- На втором занятии дети наносят на основу предварительный набросок изображения.Если для рисунка используется шаблон, то его кладут на лист бумаги,закрепляют и прорисовывают ручкой без пасты основные элементы.
- С помощью острого предмета они процарапывают тельце бабочки, ее голову, усики. Контур выполняют широкой линией.
- Затем рисуют два верхних симметричных крыла и два нижних крылышка.
- Прорисовывают на них рисунок: колечки, завитушки, полосы, точки.
- Вокруг бабочки они рисуют цветы и листья, аккуратно процарапывая каждый элемент.
«Сова»
![Сова](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/sova.jpg)
Порядок рисования совы таков:
- дети готовят основу таким же образом;
- делают предварительный эскиз простым карандашом;
- процарапывают ветки дерева и листья на нем;
- рисуют контур головы и туловища;
- изображают крыло;
- на крыле прорисовывают перья;
- на туловище заштриховывают круги. Можно сделать оперенье на туловище в виде полукругов, расположенных один над другим или нарисовать короткие штрихи;
- процарапывают контур глаз и точку в середине, заштриховывают глаза, дорисовывают детали: короткие линии внутри глаза, клюв, уши.
Граттаж «Космос»
![Граттаж "Космос"](https://n-kowal.ru/wp-content/uploads/2023/08/grattazh-kosmos.jpg)
Граттаж выполняется в следующем порядке.
- Берут плотный лист бумаги. Раскрашивают его разными цветовыми пятнами: квадратами, кругами, полосами. Проводить полосы можно горизонтально, вертикально, по горизонтали, по кругу, по спирали или накладывать пятна хаотично, как вздумается.
- Рисуют основу красками, фломастерами , цветными карандашами. В данном случае покрытие натирается восковой свечой. Если основа закрашена восковыми мелками, то свеча не нужна.
- Затем с помощью гуаши закрашивают основу. Если на основу наносить сразу гуашь, то она начнет скатываться с поверхности, и закрасить бумагу будет сложно. Берут мыло в мыльнице. Макают кисть в краску и смазывают мылом. Краска будет ложиться легко и равномерно. Если краски на кисти мало, то набирают ее и снова проводят по мылу. И так несколько раз, пока основа не будет покрыта черным цветом.
- Продумывают композицию рисунка и расположение листа: вертикальное или горизонтальное.
- Рисуют ракету. Линии контура делают шире обычной линии.
- Процарапывают иллюминаторы.
- Крылья ракеты заштриховывают, чтобы сделать их более яркими.
- Рисуют ее двигатель и пламя огня. Огненный след процарапывают в 2 слоя: у ракеты и дальше от нее. Ближний след закрашивают. Контур огня делают потолще.
- Проводят контур планеты Земля в нижнем левом углу и уплотняют его более широкой линией.
- Рисуют материки на планете и заштриховывают их.
- Вдалеке процарапывают планеты. Чтобы нарисовать планеты правильной формы, берут круглый предмет, приставляют к основе. Держат его и процарапывают контур, заштриховывают. Рисуют кольца вокруг Сатурна. Контур колец делают шире.
- В правом верхнем углу обрисовывают предмет меньшего диаметра и заштриховывают. Это другая планета.
- Дорисовывают звезды, процарапывая их по всему космическому пространству. Дети могут рисовать что-то свое: планеты, инопланетян, комету, космический корабль, космонавта.
Заключение
Граттаж–техника рисования, успешно используемая профессиональными и начинающими художниками при создании картин, а также педагогами при обучении детей рисованию.
Сегодня мы рассказали о том, как сделать граттаж .
Вы узнали, какие работы можно выполнить с помощью этой техники.
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться опытом выполнения граттажа с вашими детьми, то пишите в комментариях.