Рисование пальчиками–творческий процесс, который доступен уже детям раннего возраста.
Сегодня мы расскажем о том, со скольки лет можно обучать детей пальчиковому рисованию, и что для этого понадобится.
Вы узнаете, какие рисунки можно рисовать пальчиками с детьми разного возраста и как.
С какого возраста можно рисовать пальчиками
Рисовать пальчиками ребенок может уже на первом году жизни, в 8-9 месяцев.
Грудничок в этом возрасте сидит, выполняет разнообразные манипуляции с предметами: хватает их, тянет в рот, бросает. Таким образом малыш исследует окружающий мир. Действия младенца 8-9 месяцев с игрушками целенаправленны. Он катает шар, качает куклу, надевает кольцо на стержень.
Важно!
Конец первого года–период, который играет существенную роль к подготовке ребёнка к изобразительной деятельности. Знакомство с карандашом и красками помогут малышу понять, что они оставляют на. бумаге след. Важно вызвать у крохи интерес к рисованию.
В возрасте от 8 месяцев до 2 лет малыш еще не умеет создавать образы, не связывает пятна и линии, возникшие на бумаге, с изображением какого-то предмета. Он подражает взрослым, делая красочные отметины на листе.
Движения ребенка не согласованы, он действует всеми пальцами рук, неумело проводит ими по бумаге, выходит за края листа. Важно упражнять его в движении руки, направлять внимание малыша, что действовать нужно указательным пальцем, тогда и точки получаются аккуратные.
Ребёнка до года и позднее интересует сам процесс изобразительной деятельности, а не его результат. Он испытывает радость и удовольствие, когда рисует. Но у него ещё нет изобразительных умений и навыков, нет замысла. Во время знакомства со свойствами красок малютка иногда тянет пальцы в рот.
Для рисования детьми младенческого и раннего возраста подойдут пальчиковые краски.
Пальчиковые краски для малышей до года
Пальчиковые краски состоят из следующих компонентов:
- водной основы;
- пигмента. Он придаёт краскам определённый цвет;
- связующего вещества. Оно связывает все компоненты красок в единое целое и делает материал более густым. Пальчиковые краски нужно обязательно закрывать, чтобы они не засохли.
К пальчиковым краскам предъявляются следующие требования. Они должны быть:
- экологически чистыми, т.е. не содержать вредных веществ;
- безопасными для здоровья детей: не наносить вред кожному покрову и внутренним органам младенцев и детей более старшего возраста, если они случайно попробуют содержимое на вкус;
- гипоаллергенными, т.е. не вызывать у них аллергической реакции;
- содержать горькие добавки, чтобы у малышей больше не возникло желание лизнуть материал;
- яркими для привлечения внимания малюток и создания радостного настроения во время их использования;
- легко смываемые, как с кожи малыша, так и с его одежды.
Пальчиковые краски своими руками
Пальчиковые краски можно изготовить самостоятельно.
Рецепт 1
- В глубокую ёмкость насыпают стакан муки, добавляют чайную ложку подсолнечного масла, столовую ложку соли, полстакана воды.
- Размешивают до тех пор, пока смесь не станет однородной.
- Разливают состав по одноразовым стаканчикам.
- Засыпают в каждый стакан пищевой краситель, хорошенько размешивают.
Рецепт 2
Для изготовления пальчиковых красок понадобится:
- полстакана крахмала;
- столько же детского крема;
- четверть стакана детского шампуня;
- 50 г воды.
Раствор тщательно размешивают. Наливают смесь в отдельные ёмкости и добавляют в каждую из них краситель.
Рецепт 3
2 столовые ложки крахмала разбавляют в четверти стакана холодной воды. Размешивают хорошенько и заливают раствор тонкой струйкой в кипящую воду для того, чтобы не образовались комки. Воды берут примерно стакан.
Раствор мешают на медленном огне до тех пор, пока он не станет полупрозрачным и тягучим. Когда он остынет, в него добавляют детский гель для душа. Разлитую по емкостям смесь окрашивают в разные цвета.
Рецепт 4
Из блинной муки(полстакана), соли(полстакана) и стакана воды получаются объёмные краски. Смесь размешивают до консистенции жидкой сметаны.
В контейнеры раскладывают порциями массу и добавляют пищевой краситель. На картон, одноразовые рисунки наносится пальчиками рисунок. Чтобы он стал объёмным, его на 30 секунд помещают в микроволновку или на 2 минуты в духовой шкаф.
Вместо пищевых красителей можно использовать сок овощей, фруктов, специи.
Красный цвет получается из:
- томатной пасты;
- сока вареной свеклы. Ее натирают на терке и отжимают;
- сока ягод: малины, красной смородины или клубники. Ягоды растирают ложкой в чашке.
Зелёный цвет готовят из шпината или зелени. Чтобы получить из неё сок, сначала нарезают укроп, петрушку, а затем их отжимают.
Оранжевый цвет получается с помощью сока моркови.
Чтобы получить краски жёлтого цвета, куркуму или карри разбавляют чайной ложкой горячей воды.
Для коричневого тона понадобится какао или кофе. Черника и ежевика дают фиолетовый или синий цвет.
Техника рисования пальчиками
Существуют следующие способы рисования пальцами:
- кончиками пальцев. От того, много ли набирают на палец краски, будет зависеть яркость изображения. Если краску нанести в недостаточном количестве на палец, то отпечаток будет полупрозрачный. Точками можно изображать снег, звезды, листву у деревьев, ягоды и другие предметы, а также линии. Рисовать можно любым пальцем. Большой палец оставляет толстую точку, отпечаток от мизинца–самый маленький;
- подушечками пальцев. Если краской намазать подушечку, то можно получить овальные изображения. Они подойдут для дорисовывания животных, сказочных человечков;
- боковой частью пальца. Таким способом рисуют животных;
- тыльной стороной пальца. Эффектно смотрятся стволы деревьев, нарисованные таким способом;
- рисование по мокрому пальчиками дает размытый отпечаток;
- пучком пальцев можно рисовать соцветия, снежинки.
О некоторых способах рисования пальчиками расскажет видео.
Рисование пальчиками для детей
Для того, чтобы малышу было интересно рисовать пальчиками, важно ему показать, как это делается.
Мама готовит большой лист бумаги , можно взять лист обоев. На стол расстилают клеенку. Необходимы пальчиковые краски и влажные салфетки для вытирания рук после рисования. Лучше всего надевать малышу старую одежду, которую не жалко, или клеенчатый фартук.
Рисование проводится в игровой форме. Можно взять силуэт зайчика, мишки или куклы, вырезанные из картона.
Мама окунает палец в краску одного цвета и начинает ставить с его помощью несколько точек. Ребенок при этом сидит на руках у мамы.
Она берет силуэт мишки и водит им по бумаге со словами: «Мишка идет по снегу к Олечке. Топ-топ. Какие красивые следы появились на снегу. А сейчас мишка пойдет ко мне. Нарисуй, Оля, следы Мишки». Взрослый, взяв в руки ладошку девочки, опускает пальчик в краску и прикасается ее рукой к бумаге. (метод пассивных движений).
Важно знать!
Чтобы малыш не потерял интерес, лучше проводить первое занятие не более минуты. С каждым днем продолжительность занятий рисованием увеличивается от 1 до 5 минут.
В конце года малютка уже сможет выполнять движения по слову: «Нарисуй, как мишка топает по дорожке». Ребенок рисует, а затем выполняет движения вырезанной игрушки, приговаривая «Топ-топ».
Малыши очень любят рассматривать яркие рисунки. Предложите нарисовать цыплятам зернышки, травку на полянке.
Сначала рисунки детей первого и второго года напоминают цветовые пятна, линии, и только в 2 года малыши начинают в простейших формах видеть сходство с предметом. Возникают ассоциации непроизвольно. Знакомый предмет малышам может напоминать его цвет, форма ( зеленая трава).
Ассоциации у малютки в данном возрасте неустойчивые. В одном и том же изображении он видит разные предметы.
Чтобы дети могли создавать какое-то изображение, угадывали в нем предметы и явления, важно рассматривать с детьми книжки-игрушки, книжки-картинки. Эмоциональное восприятие иллюстраций, знакомство с окружающим миром, дает возможность возникновения преднамеренного изображения.
Рисование пальчиками в младшей группе
В первой младшей группе (в 2-3 года) малыш включается в рисунок-рассказ взрослого, добавляя к нему дополнительные элементы: беспорядочно расположенные капли дождя, летящий снег, зернышки для цыплят, конфетти от хлопушек, звездочки на небе.
Воспитатель предлагает небольшой сюжет. Например, просит запутать лису, чтобы она не могла найти зайчика, нарисовав его беспорядочные следы.
Важным приемом обучения работе пальцами является дорисовывание деталей. Педагог рисует стебли с листьями, а дети дорисовывают ягоды. Можно предложить нарисовать шарам ниточки, деревьям–листочки.
Дети 2-3 лет уже могут наносить линии, точки или закрашивать рисунок в определенных местах. Так, воспитатель рекомендует малышам закрасить нарисованную им мышку, чтобы спрятать от кошки, нарисовать точки на спинке у божьей коровки.
Во второй младшей группе ребенок самостоятельно создает образ, отражающий окружающую действительность. В нем отображены существенные признаки, характерные для данного персонажа: у зайца длинные уши, у девочки на голове бантик.
Дети 3-4 лет также дорисовывают рисунки воспитателя: ягоды на ветках, окна в автобусе, цветы, траву с помощью отпечатков пальцев и линий.
Младшие дошкольники заполняют шаблоны или рисунки, сделанные воспитателем, отпечатками из пальцев. Но полностью закрыть все пустые места внутри контура на одинаковом расстоянии им еще недоступно.
Дети данного возраста знакомятся с декоративным рисованием. С помощью пальцев они ставят мазки, полоски, украшая платье для куклы, свитер, варежки, платочек.
Интересным приемом рисования пальчиками является накладывание отпечатков на линию. Педагог в детском саду или родитель дома рисует на листе бумаги ниточку, а ребенок нанизывает на нее бусы. Таким же образом можно нарисовать гусеницу, птичек на проводах, лампочки на елке.
Рисунки пальчиками в средней и старших группах
В средней группе продолжается рисование пальчиками. Но работы детей более сложные. Заполняя шаблоны, дошкольник следит, чтобы внутри не оставалось белых пятен.
В средней группе совершенствуется работа по расположению отпечатков в ряд. Воспитатель рисует схему расположение линий простым карандашом, а ребенок располагает пальчиковые отпечатки по рядам.
Линейное построение рисунка проявляется и в декоративном рисовании. Ряды чередуются по цвету и размерам точек, украшая зонт, шарф, коврик.
В старшей группе ребенок может самостоятельно рисовать простым карандашом композицию рисунка, а затем по контуру ставить пальцами точки, проводить линии. Чтобы работа была яркой и красивой, можно нарисовать сначала фон.
Продолжается работа по линейному выстраиванию пальчиковых отпечатков. Дети уже самостоятельно выстраивают их прямые ряды. Дошкольникам уже не нужны ровные линии, на которые они их наносят. Дальше идет работа по нанесению отпечатков на линии разных форм: рисуют сначала дуги, волнообразные линии, спирали, а затем по ним ставят точки пальцами.
Часто дети, нанося подушками пальцев отпечатки, смотрят, на что же каждый из них похож. Затем они берут фломастеры и дорисовывают глаза, нос, рот, хвост, крылья. Дорисовывание способствует развитию у детей творческого воображения, развитию мелкой моторики рук.
Дети очень любят рисовать пейзажи, цветы, животных. В старших группах они часто рисуют сцены из жизни сказочных героев, реальные события. Рисование крупными мазками позволит детям подготовительной группы и младшим школьникам сотворить настоящую художественную картину.
Заключение
Рисование пальчиками—интересный процесс, который доступен, как детям младенческого возраста, так и дошкольникам, младшим школьникам.
Сегодня мы рассказали вам, с какого возраста можно рисовать пальчиками и как.
Вы узнали, как сделать пальчиковые краски своими руками, чтобы они не навредили детям. Желаем вам и вашему ребенку творческих успехов в рисовании пальчиками и отличного настроения. Если у вас остались вопросы или пожелания, просим вас поделиться ими в комментариях.