Комплекс оживления у младенца радует родителей. Они с удовольствием наблюдают, как малыш улыбается, гулит, радуется общению с ними, двигает ручками и ножками.
Сегодня мы расскажем, что такое комплекс оживления, какое значение он имеет для развития малыша.
Вы узнаете, в каком возрасте он появляется и из каких частей состоит. Дочитайте статью до конца, и вы получите несколько полезных советов, как вызвать двигательное оживление у малыша и голосовые реакции, необходимые для его развития.
Комплекс оживления это
Важно знать!
Комплекс оживления представляет собой целую систему эмоционально-положительных реакций младенца по отношению к взрослому и узнаваемому предмету. Двигательно-эмоциональная реакция не ограничивается фиксацией взгляда на лице взрослого и улыбкой. Малютка ярко выражает свои эмоции с помощью голосовых и двигательных реакций: вскрикивает навстречу взрослому, лепечет, вскидывает ножки, взмахивает ручками.
Комплекс оживления— одно из важных умений малыша, оказывающих благотворное влияние на его развитие. Смысл его появления у младенца объясняется тем, что он включает в себя все компоненты, из которых в дальнейшем будут формироваться необходимые двигательные механизмы: хватание, мимика, речь.
Комплекс оживления имеет огромное значение для организма младенца.
- Развиваются физиологические процессы в организме ребенка (дыхание, кровообращение, пищеварение).
- Совершенствуются движения руки.
- Голосовые реакции, появляющиеся в процессе становления комплекса оживления, являются подготовительным этапом речевого развития младенца.
- Активизируется работа мышц-разгибателей.
- Повышается активность малыша.
Комплекс эмоционального оживления считается переходным этапом от новорожденности к грудному возрасту.
Его отсутствие свидетельствует о проблемах в психическом развитии малыша. Особенно следует обратить внимание на тех детей, у которых отсутствует гуление. Одной из патологий младенчества является аутизм. Двигательные и голосовые реакции у аутичных детей слабо выражены. Но такие дети боятся громких звуков и всего нового. Поэтому их следует осторожно знакомить с новыми предметами. Возможен пронзительный крик и сильный плач. Дети с нервными патологиями могут не реагировать на речь взрослого и на игрушку, громко кричать на одном тоне. Гуление у них отсутствует, улыбка появляется крайне редко.
Термин «комплекс оживления» был введен Н.М. Щеловановым. Фигурин и Денисова описали в своих трудах комплекс оживления.
Комплекс оживления это в психологии
В психологии существуют различные точки зрения на природу и функции комплекса оживления.
Одни ученые (Л. И. Божович) отмечают, что двигательно-эмоциональные реакции появляются вследствие удовлетворения потребностей младенца в познании окружающей действительности. Другие психологи (М.И. Лисина, Р. Уошборн) связывают появление комплекса оживления с желанием ребенка общаться.
Чтобы разобраться, является ли комплекс оживления эмоциональной реакцией на узнавание лица близкого человека, знакомой игрушки или средством общения, группой ученых во главе с С. Ю. Мещеряковой было проведено исследование. Эксперименты проводились с 11 грудничками от 1 месяца 16 дней до 5 месяцев 16 дней. Первой частью опытов являлось взаимодействие взрослого человека с маленьким созданием. Взрослый разговаривал с младенцем, улыбался, пытался вызвать какую-нибудь реакцию. Во второй части исследования фиксировались результаты экспериментов с предметами. Предметы были различной формы и размеров. Их перемещали, то приближая к малышу, то отдаляя от него.
При взаимодействии со взрослым все компоненты комплекса оживления: зрительное сосредоточение, улыбка, вокализации, двигательная активность были ярко выражены. Когда ученые показывали предметы, дети сосредотачивали взгляд на них, следили за их перемещением. Зрительное восприятие сопровождалось двигательными реакциями. Вокализации и улыбка слабо выражены.
Интересный факт!
На основе полученных данных психологи пришли к выводу, что комплекс оживления возникает не только при общении со взрослым, но и в процессе восприятия предмета в его отсутствие. При этом комплекс оживления при общении со взрослым более интенсивный. Двигательное оживление у ребенка возникает при показе игрушки несколько раз в процессе ее узнавания.
Значит, комплекс оживления -это проявление радости малыша на физический объект, эмоциональная реакция на его восприятие и одна из форм социального поведения ребенка при общении со взрослым. При этом, он проявляется особенно активно, если взрослый пассивен. Таким образом младенец пытается привлечь его внимание.
Составляющими комплекса оживления являются:
- замирание и сосредоточение;
- улыбка;
- вокализация, т.е. голосовые реакции. К ним относятся крики, глубокие вздохи,гуление.
- двигательные реакции.
Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.
Сосредоточение
На 3-4 неделе он задерживает внимание на лице взрослого, не отрывая от него пристального взгляда, сосредотачивает свой взор на ярких предметах.
В 2-3 месяца кроха прослеживает глазами за предметами, передвигающимися то в одну, то в другую сторону и находящимися в его поле зрения. Так, малыш в 2 месяца наблюдает за движущимися объектами, находящимися от него на расстоянии от 2 до 3 м, а в 3 месяца уже на расстоянии от 4 до 7 м. Дети не спускают глаз с меняющих свое положение игрушек, разглядывают статичные объекты. На 2 месяце жизни малыш может созерцать игрушки в течение 7-10 минут. Дети не только радуются знакомым предметам и близким людям, стоящим рядом, перед ними,но и находят объекты,расположенные позади или сбоку от них. Ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета или голоса взрослого.
В начале комплекса оживления малыш активен при виде любого взрослого, потому что он еще не может дифференцировать лица родных ему людей от незнакомых. В 3 месяца грудничок узнает маму и папу, при виде чужих людей перестает улыбаться, длительно их рассматривает. Находясь на руках чужого человека, тянется к маме, может заплакать.
Улыбка
На 5 неделе появляется осознанная улыбка. Новорожденный улыбается взрослому. Сначала во время улыбки у ребенка приподнимаются только уголки рта. Губы при этом не размыкаются. Затем улыбка становится более спокойной. На пике комплекса оживления улыбка широкая, уголки рта поднимаются, губы раскрываются, обнажая зубы. Оживляется мимика младенца. Начинают участвовать в улыбке зрительные мышцы, образуя по бокам глаз гусиные лапки. Малыш не только улыбается, но и громко, заливисто смеется. (к 4 месяцам).
Вокализация
Интерес к звукам человеческой речи наступает у новорожденного на 4-5 неделе после рождения. Он вслушивается в звуки, которые произносит мама. Через некоторое время он пытается их повторить. На 6-8 неделе у него появляется гуканье. Гуление возникает в 2-3 месяца. Малютка произносит певучие гласные звуки. К 5-6 месяцам грудничок выговаривает согласные звуки б, п, т, д, м, н, л и другие. Появляются первые слоги «па», «ма.» Чуть позже возникает лепет— повторение одинаковых слогов «ба» — «ба-ба». Малыш слышит взрослого, сам себя и начинает повторять слоги. Он как бы притормаживает, произнося «бааа», вслушиваясь в свой голос и повторяя звуки. Время гуления удлиняется. Гуление малыша становится более разнообразным.
Двигательные реакции
Многообразные движения младенца возникают из-за несовершенства нервной системы малыша. Нервные проводящие пути не покрыты еще миелиновыми оболочками, которые изолируют клетки от других, поэтому происходит передача(иррадиация) возбуждения на различные группы мышц. Чтобы малютка активно действовал, важно, чтобы он был здоров и был в хорошем настроении.
В полгода грудничок берет предметы из различных положений: лежа на животе, на боку. Он не только четко направляет руку к предметам, но и схватывает их, а затем бросает .Он часто смеется, занимаясь игрушками и общаясь со взрослым. Радостное состояние грудничка может возникать и без воздействия взрослого. Проявляется комплекс оживления в 4 месяца уже по любому поводу. Движения выразительны и продолжаются в течение длительного периода.
Двигательные реакции появляются в виде поворачивания головки и слежения за перемещающимися предметами, скашиванием глаз на взрослого на 2 месяце жизни младенца, когда острота зрения улучшается. В это время движения рук и ног слабые. Со временем малютка разгибает ножки в коленях, поворачивается на бок, поднимает руки, выгибает спину.
В развитом комплексе оживления малыш может поднимать спинку, опираясь на затылок и пятки, делая своеобразный мостик. При этом он быстро перестает прогибаться, энергично выпрямляясь. Младенец делает шагающие движения ножками, размахивает руками. Когда ребенок радуется, у него распрямляются руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики.
Комплекс оживления у ребенка появляется в возрасте
Начало формирования комплекса оживления приходится примерно на 3 неделю новорожденности. В это время у детей возникают отдельные эмоциональные-положительные реакции на звуковые и зрительные раздражители.
Важно знать!
Пик комплекса оживления приходится на 3-4 месяца, когда все компоненты связаны между собой неразрывно и воспринимаются, как единая комплексная реакция.
Все элементы ярко выражены в одинаковой степени. Наличие эмоционально-двигательных реакций малыша свидетельствуют о его физиологической зрелости . В 4-5 месяцев появляются первые признаки саморегуляции. Младенец учится контролировать свое настроение. Комплекс оживления длится до 5-6 месяцев, а затем распадается на отдельные компоненты. При этом элементы реакции трансформируются: улыбка в мимику, двигательное оживление в хватание, гуление в речь.
Комплекс оживления у младенца. Советы родителям
Чтобы развить у грудничка зрительное сосредоточение, важно, чтобы он умел останавливать взгляд на лице мамы. Для этого нужно наклоняться над ним и ласково разговаривать.
Для обучения сосредоточению на игрушке, ее то удаляют, то приближают к младенцу, двигают то вправо, то влево. Сначала расстояние ,на которое удаляют игрушку, 60 см, а затем оно по мере роста и развития малыша увеличивается до 7 м.
С 2,5 -3 месяцев над грудью младенца вешают погремушки на расстоянии, равному локтю ребенка и ладошке до кончиков пальцев. Такое расстояние необходимо для того, чтобы он тянулся к игрушке и хватал ее.
В 3-3,5 месяца малыш еще не может направлять руку четко к предмету. Лишь в 4, 5 месяца он начнет хватать игрушку и ощупывать ее. В 5-6 месяцев младенец берет ее из любого положения, может перекладывать из одной руки в другую.
В 3-3,5 месяца погремушку подносят к нему над грудью, чтобы он сосредоточил взгляд и потянулся к ней. Когда грудничок научился хватать и удерживать игрушку, расположенную перед ним, ему предлагают погремушку, которую держат сбоку от него над лицом.
Во время разговора с крохой, чтобы вызвать двигательное оживление у него, легко прикоснитесь к нему.
Можно использовать движение подтанцовывания. Ребенка берут под мышки и приподнимают и опускают его.
Если ему 5 месяцев, лучше взрослому чаще произносить гласные звуки. С детьми 6 месяцев речь взрослых должна иметь слоги с согласными п, б, м.
Можно использовать потешки: «Ладушки», «Сорока-ворона». После общения с малышом нужно дать ему время на ответные эмоционально-двигательные реакции примерно полторы минуты.
Для совершенствования слухового восприятия можно спеть песню или сыграть на детском музыкальном инструменте. Звук приближают к младенцу или удаляют. При этом просят найти этот звук на отдаленном или близком расстоянии.
При общении с ребенком маме нужно произносить звуки с разной интонацией и силой голоса. Интересным приемом является беззвучное произнесение звуков: а, о, у, и.
Заключение
Уверены, что вопрос,что такое комплекс оживления у младенца отпал. Вы узнали о том, как следует развивать зрительное и слуховое сосредоточение у ребенка, какие голосовые реакции у него должны быть.
Надеемся, что ваш малыш будет радовать вас своими достижениями, радостной улыбкой ,эмоциональным откликом на общение с вами.
Если вам интересна тема, то советуем прочитать статью «Когда младенец начинает улыбаться». Если вам что-то непонятно, или вы хотите рассказать, как проявляется комплекс оживления у вашего ребенка, пишите в комментариях.