Монотипия–техника рисования для детей

Монотипия – техника рисования для детей. Что это такое простыми словами

Монотипия–техника рисования для детей нетрадиционным способом.

Сегодня мы расскажем о том, что такое монотипия, как данная техника рисования используется в работе с детьми.

Вы узнаете, что можно рисовать с помощью монотипии и как.

Монотипия – это

Само слово » монотипия» в переводе с греческого означает: «отпечаток, оттиск» ( mono — «один» и typos — «отпечаток»).

Важно знать!
Рисунок возникает после прикладывания листа бумаги на ровную гладкую поверхность с нанесенными на нее красками. В результате на бумаге получается уникальный отпечаток со своеобразными цветовыми разводами. Отпечаток единственный, потому что он впитывает в себя всю краску с металла, стекла, пластика, представляя зрителю оригинальный рисунок, не похожий на другие изображения.

Монотипия – техника рисования для детей

Монотипия—техника рисования для детей

Данная техника используется, как в детском саду, так и в школе. Можно учить детей рисовать данным способом и в домашних условиях.

С ее помощью у ребенка развивается творческое воображение, он получает навыки пользования кистью и подручными материалами, знакомится с понятием симметрии.

На основе использованных приемов для создания изображения монотипия разделяется на:

  • предметную;
  • пейзажную;
  • абстрактную.


Предметная монотипия

Важно знать!
С ее помощью можно изобразить различные предметы. В основном, лучше брать объекты с симметричной формой: листья, бабочку, цветы, деревья и другие. А можно использовать и обычные предметы.

  1. Сначала лист бумаги складывают пополам и проглаживают сгиб.
  2. Лист разворачивают и на одной стороне гуашью или акварельными красками рисуется половина симметричного предмета. Рисовать нужно быстро, чтобы краска не смогла высохнуть за это время. Нанесенное изображение должно быть ярким и насыщенным.
  3. Половины листа бумаги складывают друг с другом. Чтобы работа была аккуратная, взрослому желательно помочь ребенку их совместить.
  4. Затем лист проглаживается и раскрывается. На другой стороне листа симметрично отражается точно такая же половина рисунка. В результате изображение получается цельным.

Если предмет не имеет симметрии, то его можно нарисовать на некотором расстоянии от середины листа.

Изображение рисуется красками без наброска. Но иногда можно предварительно нанести рисунок карандашом.

В случае, если ребенок не может рисовать, то используют трафарет (или его половину в зависимости от изображаемого предмета.) Шаблон обводит взрослый или сам ребенок. При необходимости ему нужно помочь: придержать шаблон или закрепить его на бумаге.

Что нарисовать. Идеи для рисунков

Важно!
Рисовать в технике монотипия начинают уже со 2 младшей группы, когда дошкольник может изображать простейшие геометрические формы и линии.

Во 2 младшей группе дети могут рисовать:

  • воздушные шары;
  • мыльные пузыри разного размера;
  • мяч;
  • яблоко;
  • кубики;
  • флажок;
  • елку;
  • ягоды;
  • дом;
  • разноцветные ленточки;
  • солнце;
  • окно;
  • рельсы;
  • снеговика из 2 кругов;
  • цыпленка;
  • бабочку.

В средней группе тематика рисования в технике монотипия усложняется. Дошкольники рисуют зайчика, неваляшку, пирамидку, дерево, медвежонка, бабочку, человечка, лимон, грушу, божью коровку.

В старшей группе работы становятся еще сложнее. Дети могут изобразить: парусник, сову, матрешку, платье куклы, снежинку, шапку, свитер, сказочный замок, натюрморт, цветы в вазе, чашку, тарелку, цветущее дерево, кувшин, настольную лампу, стрекозу.

В подготовительной группе будущие школьники изображают листья, грибы и цветы разной формы, передавая их специфические особенности. Можно предложить нарисовать героев мультфильмов,имеющих симметричную форму( поросенка, утенка, зайчонка, лягушонка, Петрушку, клоуна, Чипполино, Деда Мороза со Снегурочкой, осьминога, черепаху). С помощью техники монотипия дошкольники могут изобразить также мороженое,новогоднюю елку, конфеты.

Изображения для монотипии, перечисленные выше, представляют собой симметричные предметы, состоящие из 2 одинаковых половинок. Кроме симметричных объектов можно брать и другие предметы, не имеющие симметричную основу. Их нужно рисовать на части листа полностью: пальма, ежик, птицы, животные. В данном случае получатся одинаковые изображения.

Вместо рисунка можно использовать трафареты.

Рисование бабочки монотипия
Рисование бабочки монотипия

Бабочку рисуют в следующей последовательности:

  • складывают лист по сгибу, проглаживают его и разворачивают. Можно взять белую или цветную бумагу;
  • прикладывают половину трафарета бабочки к сгибу бумаги и обводят его;
  • готовят акварельные краски к работе. Для этого капают в краску нужного для вас цвета воду и разводят ее кисточкой. После смены цвета кисть хорошо промывают и вытирают тряпочкой. Можно использовать гуашь;
  • закрашивают контур верхнего и нижнего крыла с помощью цветных пятен, округлых и прямых линий, мазков, тычков;
  • половину листа с нарисованными крыльями опускают на другую часть, прижимают и разглаживают;
  • тянут за уголок листа и аккуратно его раскрывают;
  • подрисовывают бабочке тельце и усики.

Если шаблон отсутствует, то готовят его своими руками. Для этого складывают лист бумаги пополам. На одной стороне карандашом рисуют 2 крыла любой формы и вырезают их по контуру. Линию можно и не наносить. Роль карандаша в данном случае выполняют ножницы. Руки ведут их по воображаемой линии, вырезая ее контур.

Бабочку можно не вырезать, а рисовать ее крылья на сложенной вдвое бумаге. Дети среднего возраста рисуют крылья в виде овалов большего и меньшего размера, а затем закрашивают их разными цветами.

Во 2 младшей группе для рисования в технике монотипия воспитатель предлагает уже вырезанные шаблоны бабочек. Младшие дошкольники раскрашивают половину листа, а затем складывают бабочек пополам и разворачивают.

Рисование «Кукла»
Рисование "Кукла"

Рассмотрим этапы ее рисования:

  • начинают со складывания листа пополам;
  • на раскрытую половину кладут шаблон и обводят его (половину фигуры);
  • закрашивают руки, ноги, лицо розовым или желтым цветом;
  •  соединяют 2 половинки, немного надавливают и проглаживают;
  • раскрашивают платье. Рисуют на нем кольца, дуги, точки, полосы;
  •  складывают половинки опять пополам и проглаживают;
  • раскрывают бумагу, рисуют кукле волосы;
  • опять складывают и разворачивают. Получилась красивая кукла в платье;
  • дорисовывают ей тапочки, бантики, глаза, нос, улыбку.
«Букет цветов»
"Букет цветов"

Букет цветов изображают также путем складывания листа пополам и воспроизведения его на 2 половине листа.

На одной половинке рисуют вазу, цветы, листья и стебли. Затем складывают лист пополам, проглаживают и раскрывают. Уточняют форму цветов.

Иногда изображение рисуют полностью на целом листе бумаги, а затем переносят оттиск на другой лист. Рассмотрим, как это делается.

  • все краски кладут к центру листа. У краев желательно их не наносить, потому что при накладывании второго листа они растекутся и испачкают стол;
  • набирают краску одного цвета и наносят ее выпуклым пятном, не размазывая ее;
  • тщательно промывают кисть, вытирают ее сухой тряпочкой и набирают другую гуашевую краску;
  • опять кладут пятно краски на бумагу, но другого цвета. Краска лежит на бумаге густым мазком;
  • промывают кисть и вытирают ее. Набирают еще один цвет и так несколько раз. Обязательно должен быть зеленый цвет для листочков. Так как вода при промывании кисти становится темной, ее нужно чаще менять;
  • набрызгивают белую краску на цветные линии кисточкой. Кладут белую краску также в середине композиции и еще в нескольких местах. Белая краска поможет связать все цветовые пятна воедино и сделает красивые переходы;
  • меняют воду на чистую;
  •  берут 2 лист и покрывают его водой. Нужно дождаться, чтобы лист перестал сильно блестеть, и вода впиталась в него. Лист должен быть слегка мокрый без водных потеков, иначе краска растечется. Можно не покрывать лист водой, а просто протереть его влажной салфеткой;
  • прикладывают второй лист к первому и разглаживают его круговыми движениями и движениями от середины бумаги к краям, надавливая на бумагу, чтобы краски хорошенько перемешались;
  • убирают лист бумаги;
  • на зеленых пятнах изображают контур листьев и процарапывают концом кисти прожилки листьев;
  •  у цветов рисуют контур, тычинки;
  • на красном фоне можно нарисовать спиральки, как будто это розы, дорисовать ромашки (вокруг желтой сердцевинки примакиванием белые лепестки);
  • дорисовывают стебельки и вазу с водой.

Пейзажная монотипия

Пейзажная монотипия

Это очень интересный вид монотипии. На нем можно изобразить любой пейзаж в разные времена года.

Важно знать!
Данный вид также основан на симметричном отображении предметов. Только складывать лист бумаги нужно не по вертикали, а по горизонтали.

На бумаге получается изображение, отображаемое в водной глади речки или моря.

В верхней части листа рисуются деревья с листвой или без нее. Можно нарисовать домик лесника, животных, людей, птиц, грибы и ягоды.

Рассмотрим порядок изображения осеннего леса на листе бумаги.

  • складывают лист по горизонтальной линии пополам от себя. Совмещают верхние уголки, выравнивают стороны, проглаживают сгиб;
  • разворачивают лист. Получается 2 половинки;
  • рисуют небо, тщательно прокрашивая верхнюю часть листа голубой краской, изображают облака;
  • опускают часть листа на 2 половину, проглаживают, поднимают;
  • рисуют стволы с ветками и крону деревьев разными цветами;
  • изображают берег только на одной стороне листа;
  • опять соединяют половинки. Тихонько, начиная с угла, раскрывают изображение;
  • после того, как на листе появится отраженный в воде лес, более четко прорабатываются стволы деревьев в верхней и нижней части листа бумаги, их кроны, добавляются дополнительные элементы (цветы, грибы), прорисовывается водная поверхность.

«Закат на море»

"Закат на море"
  1. Кладут лист вертикально, можно горизонтально. Складывают его пополам, проглаживают хорошенько сгиб. Разворачивают бумагу.
  2. В середине листа рисуют горизонт и небольшие возвышения коричневой краской;
  3.  Опускают верхнюю половину на нижнюю, надавливают, расправляют бумагу.
  4. Рисуют небо разными цветами, чередуя полосы: желтый, оранжевый, красный, малиновый, фиолетовый, синий.
  5. Опускают половину вниз, проглаживают.
  6.  В верхней половине рисуют листья пальм темно-зеленого цвета. Опять отображают, складывая половинки, разглаживают.
  7. Подрисовывают стволы пальм коричневым цветом. Опять опускают верхнюю половину на нижнюю. Разворачивают.
  8.  Чуть ниже линии горизонта рисуют парусник. Складывают бумагу пополам и разворачивают ее.
  9.  Дорисовывают белые блики, волны на воде.

Работа готова. Ее можно выполнять с детьми 6-7 лет и с младшими школьниками.

Абстракция

Абстракция

Особенностью абстракции является непредсказуемость изображений.

Основой для создания монотипных рисунков может быть любая гладкая поверхность: стекло, зеркало, оргстекло, пластик, керамическая плитка. Используемые краски: акрил, гуашь, акварель.

На пластиковой дощечке из-под пластилина наносятся пятна краски разных цветов. Чтобы получился какой-то узор причудливой формы, ватными палочками, зубочистками, обратной стороной кисти проводят прямые и волнистые линии,точки. Можно на рисунок положить пищевую пленку и пальцами немного повернуть ее по всей основе. Пленку снимают и вместо нее на основу кладут целый лист бумаги, проглаживают.

Затем, держа за край листа, бумагу снимают. Получается красивый цветной абстрактный фон для дальнейшего рисования. Вместо бумаги можно использовать картон, фактурную ткань.

Можно приглядеться к пятнам краски и превратить их в образ, обрисовав фломастерами, ручками.

Абстрактная монотипия тем и хороша, что она помогает развитию воображения у детей, формированию способности видеть в цветовых пятнах какие-то образы, находить сходство с предметами. Такие картины лучше создавать взрослому вместе с ребенком, подсказать ему, спросить, на что это похоже. Тренируясь в узнавании образов, их прорисовке, ребенок, когда вырастет, будет уметь находить нестандартные формы решения каких-то вопросов.

Заключение

Монотипия–техника рисования для детей и для взрослых. С ее помощью получаются эффектные изображения, которые развивают творческое воображение.

Сегодня мы рассказали о том, что такое техника монотипия, какие ее виды используют для обучения детей рисованию.

Вы познакомились также с некоторыми приемами рисования тех или иных предметов и пейзажей. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях. Если вы желаете поделиться опытом работы с детьми над данной техникой, мы рады будем услышать данный рассказ.

Похожие статьи
Прокрутить вверх
Пролистать наверх