Спартанское воспитание до сих пор тревожит и удивляет не только исследователей, историков, но и простых граждан. Чем же привлекает и в то же время настораживает данная система гражданского воспитания?
Сегодня мы расскажем о том, как появилась Спарта, познакомим вас с основателем спартанской системы воспитания и его реформами.
Вы узнаете о поэтапном воспитании и обучении мальчиков в Спарте, найдете для себя много интересного и познавательного.
История Древней Спарты
Древняя Спарта возникла в XI веке до н.э. в результате завоевания Лаконии дорийцами, вторгшихся на Пелоппонейский полуостров с севера.
Они подчинили себе ахейские племена, превратив их в своих рабов– илотов. (Илоты в переводе с греческого означают «пленные».)
Дорийцы создали город, который назвали Спартой.
Древняя Спарта являлась городом-государством небольшого размера (8-10 миль в длину,4-5 в ширину.) Образовалась она слиянием двух деревень.
Где находилась Древняя Спарта
Располагалась она на западном берегу реки Еврота в области Лакония на полуострове Пелоппонес.
Другое название спартанского государства–Лакедемон.
В долине, где обосновалась Спарта, были плодородные земли. Поэтому в данном государстве успешно развивалось пашенное земледелие.
С севера государство окаймляли горы Аркадии, с востока возвышался хребет Парнон, с запада –Тайгет. Самая высокая вершина Тайгета-2404м.
Ликург спартанский
Природные условия города благоприятствовали обособленности и независимости Спарты.
Древняя Спарта, как и любой город-государство в Греции, имела свою собственную религию, календарь, монету, своды законов. Но в течение нескольких веков государство ничем не отличалось от других древнегреческих дорийских государств.
Политическая обстановка в городе была нестабильной. Смуты илотов, войны, раздоры привели к развалу спартанской общины.
В IX-VIII веках до н. э. спартанским законодателем Ликургом был проведен ряд социальных и политических реформ, которые превратили государство в крепкую военную державу.
Между историками до сих пор ведутся споры о том, является ли Ликург реальной личностью или мифологической фигурой. Но большинство исследователей признано считать законодателя реальным лицом, которое повлияло на образ жизни спартиатов, расширение и укрепление государства.
Интересно знать!
Одной из версий исследователей считается, что Ликург был братом царя Полидекта, безвременно почившего и оставившего после себя маленького сына Харилая. Ликург был назначен опекуном мальчика. Чтобы избежать сплетен и наговоров от недоброжелателей, Ликург отправился в путешествие по Малой Азии, Египту, длительное время проживал на острове Крит.
Реформы Ликурга в Спарте
После возвращения в Древнюю Спарту, он провёл ряд преобразований:
- упразднил государственные должности, существовавшие до этого. Не устранена была только власть 2 царей;
- создал совет старейшин (герусию), состоявший из 28 несменяемых членов возрастом от 60 лет. Цари также входили в Совет. Совет старейшин считался руководящим органом государства;
- организовал народное собрание. Оно называлось апелла. В него входили граждане от 30 лет. Созывалось народное собрание один раз в месяц. Оно утверждало или опровергало решение совета старейшин. Присутствовавшие на собрании стояли, поэтому с уверенностью можно сказать, что время проведения народного собрания было непродолжительным. Голосование проходило с помощью криков;
- ввел эфорат. Эфоры выполняли функции судей;
- разделил общую землю на отдельные участки, чтобы в стране было ликвидировано имущественное неравенство между бедными и богатыми;
- разработал систему гражданского воспитания мальчиков;
- из оборота были изъяты серебряные и золотые монеты. Они были заменены на железные оболы. Понимая, что железные деньги не имеют большой ценности, спартанцы не копили их в больших количествах;
- установил запрет на потребление и производство предметов роскоши, на ввоз из- за границы товаров не первой необходимости;
- организовал военную общину. Каждый гражданин обязан был нести воинскую службу, посещать сисситии(общественные трапезы);
- запретил письменные законы. Он считал, что все законы граждане государства должны знать наизусть и беспрекословно их выполнять. До наших времен дошли Большая Ретра(конституция государства) и 3 малых.
Общественный строй Спарты
Чтобы определить, почему военное обучение, суровые условия жизни, беспрекословное подчинение властям стали основой спартанского воспитания, познакомимся с общественным строем государства.
Население Древней Спарты делилось на 3 класса:
- господствующий класс–спартиаты. Это были полноправные граждане, имеющие политические права. Каждому спартиату государство предоставляло надел земли(клер), составляющий 25-30 Га земли. Но заниматься земледелием, торговлей, ремеслом им запрещалось. Основной их обязанностью считалась военная служба. Они занимались физическими упражнениями, держали в повиновении илотов, участвовали в военных походах;
- периэки. Так называлось свободное население Спарты, не имеющее политических прав. Они могли легко передвигаться из одного города в другой, не требуя разрешения от властей, заниматься любым ремеслом, жить на территории государства. Но гражданами Спарты они не являлись;
- илоты–порабощенное ахейское население. Они жили на земле спартиатов, обрабатывали их землю, платили им натуральный оброк. Илоты принадлежали государству, а не владельцам земли. Поэтому спартиаты не имели права их продать, освободить или убить. Илоты были не свободны, не имели право покидать владения спартиатов.
Постоянное унижение крепостных рабов, жестокое с ними обращение приводило к восстаниям илотов. Спартиаты должны были иметь сильную армию, чтобы держать в страхе рабов.
Спартанское воспитание
Воспитанием детей в Спарте занималось государство. Дети считались его собственностью.
Интересно знать!
Судьбу младенца с момента его рождения решал совет старейшин. Если ребенок оказывался слабым и нездоровым, то его сбрасывали в ущелье Тайгета. Государственные интересы в данном случае оказывались выше родственных связей. Считалось, что, если бог не дал здоровье малышу, то семье и государству такой ребенок не нужен.
Некоторые родители, опасаясь за жизнь новорожденного, бежали из города. Только таким образом они могли спасти жизнь малыша.
Если ребенок оказывался крепким и здоровым, его возвращали в семью.
Период от рождения до 7 лет считался периодом вскармливания. Это была подготовка дитя к воспитанию в общественных учреждениях–агелах.
Интересно знать!
Уже с младенческого возраста малюток приучали переносить неблагоприятные условия жизни. Их не пеленали, спали они в жестких деревянных кроватках. Чтобы приучить детей к перепадам температур, их закаляли: надевали легкую одежду, даже в зимнее время, омывали холодной водой. Для укрепления сил они купали младенцев в вине. Когда дети немного подрастали, их приучали к уединению и темноте. Помещая малыша в темную комнату, они оставляли его одного.
До 7 лет дети не занимались, а играли, подражая занятиям взрослых. Об их играх можно судить по рисункам на вазах, обнаруженных при раскопках. Они катались на собаках и козах, сажали сухие веточки, бегали наперегонки, ползали на четвереньках и т.д.
После 7 лет мальчиков забирали из семьи и передавали на воспитание государству. Девочки оставались в семье.
Различают 3 этапа гражданского воспитания молодежи в Спарте:
- 1 этап. Воспитание спартанских мальчиков от 7 до 15 лет;
- 2 этап. Воспитание юношей от 15 до 20 лет;
- 3 этап. (20-30лет). Вхождение в военную общину.
Рассмотрим каждый из этих этапов.
Воспитание мальчиков в Спарте
Спартанские мальчики с 7-летнего возраста воспитывались в школах-казармах, независимо от имущественного положения и происхождения. Основной целью спартанского общества являлось воспитание из мальчиков бесстрашных и сильных воинов.
Воспитание в Спарте было под государственным контролем. Мальчиков учили уважать старших, беспрекословно подчиняться учителям, начальнику.
Главным надзирателем за детьми считался педоном. У него были и другие помощники, которые обучали детей физическим упражнениям, военному делу, грамоте, письму, счету, хоровому пению и музыке. Особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли.
У мальчиков воспитывали умение быть незамеченными, которое пригодилось бы в будущих военных сражениях. Для этого детей подстрекали к воровству: украсть овощи, фрукты, дрова и т. д. Дети воровали везде: в садах, сесситиях. Главное–проявить всю свою хитрость, проворство и ум, чтобы не попасться. Иногда они даже нападали на спящих, чтобы забрать еду. Но, если попадались—наказания не избежать! Их жестоко избивали розгами и отбирали паек.
Кроме подстрекательства к воровству, педономы разжигали искусственные ссоры. Ссоры заканчивались драками между воспитанниками.
За любое неповиновение детей ожидало наказание. Если мальчик жаловался отцу, то тот наказывал его дополнительно, поддерживая решение учителя.
Мальчики были скромны и сдержанны. При разговоре со старшими они выслушивали взрослых с великим почтением, чуть приподняв глаза.
Важно знать!
С 7 до 15 лет включительно дети находились в специальных лагерях. Они спали на рогожке из соломы на земле. Иногда вместо сена и соломы рубили тростник и укладывались на нем спать. Одеяла не было. Согреться им помогала крапива, которую они иногда укладывали на свое ложе.
Зимой и летом дети ходили в хитонах. Хитон (нижняя рубаха с поясом) еле доходил до колен. В 12 лет хитон заменялся плащом(гиматием).
Мальчиков обривали наголо с целью гигиены. Ходили они босиком, обувь была в то время роскошью. Им запрещалось мыться. Купались они в банях лишь несколько раз в год.
Воспитание юношей в Спарте
Второй этап спартанского воспитания– возрастной период от 15 до 20 лет.
Интересно знать!
Чтобы перейти на данную возрастную ступень, спартанские мальчики должны были пройти серьезные испытания. Одним из испытаний явилось показательное сражение между отрядами. Участники должны были победить противника без оружия: скинуть в ров вокруг площадки. Многие из воинов в результате сражения погибали или становились инвалидами.
Другое серьезное испытание для 15-летних мальчиков было сечение у храма Артемиды. Дети должны были выдержать порку, не издав ни звука.
Тот, кто прошел экзамен, переходили на 2 этап. Они получали право ношения оружия.
В данном возрасте юноши продолжали обучаться военному искусству, грамоте, музыке. Грамота необходима была для того, чтобы воин мог прочитать приказ, а письмо–для его подписи, написания донесения.Дальнейшее обучение грамматике, науке не предполагалось.
Большое внимание уделялось музыке и хоровому пению. Песни сплачивали воинов, а их содержание звало на подвиг.(Спартанцы шли в бой под флейту и военные песни.)
По улице города юноши должны были ходить молча, не оглядываясь, со спрятанными под плащи руками.
3 этап обучения
Данный возрастной этап предполагает дальнейшее обучение воинов в возрасте от 20 до 30 лет.
В 20 лет молодые люди становились членами сисситий. Но высказать свою мысль на трапезе они не могли,сидели молча. Они подчинялись педоному. Все обучение было направлено на развитие у них физической силы и ловкости. В 20 лет они должны были жениться. Всякое отступление от правил в спартанском обществе преследовалось.
В 20 лет им разрешалось отпускать длинные волосы, но уход за ними возлагался на самих спартанцев. В 30 лет обучение заканчивалось, молодые люди становились полноправными членами общества, имеющими гражданские права.
Воспитание девочек в Спарте
Роль женщины в спартанском обществе–родить крепких и здоровых детей. Поэтому здоровью девочек в Спарте также уделялось много внимания. Они занимались гимнастикой и физическими упражнениями. Девочки бегали, прыгали, метали диски. Их обучали танцам и пению.
Девушки обучались также управлять рабами. Во время военных походов женщины держали в повиновении своих рабов, защищали город от нападений.
Заключение
Ну что ж,тема «Спартанское воспитание» закрыта. Сегодня мы рассказали о гражданском воспитании молодежи в Спарте, столь не похожем на нашу. Вы узнали, как воспитывало детей спартанское государство, и почему никто из родителей не противостоял общему мнению.
Вам судить о положительном в данной системе, возмущаться жестокими методами воспитания. Надеемся, что читать статью вам было интересно. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях.