Виды лепки и их использование в разных возрастных группах важно знать для того, чтобы разнообразить процесс изготовления детьми объемных форм.
Сегодня мы расскажем о том , какие виды лепки бывают.
Вы узнаете, что можно лепить с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.
Лепка это
Что же такое лепка?
Лепка—это продуктивный вид деятельности, направленный на создание из пластических материалов объемных фигур, декоративных и сюжетных композиций.
Это разнообразные манипуляции с пластичной массой, в результате которых возникает трехмерный образ объекта окружающей действительности. В лепке пластичная масса может видоизменять свои очертания. форму, пропорции.
Лепка для детей

Лепка для детей— это и увлекательное занятие, и способ проявить свою фантазию, и возможность отразить свои впечатления от увиденного. Создавая объемные формы, малыш познает окружающий мир. Он знакомиться с предметами, их строением, соотношением частей, величин, учится называть их и рассказывать о них.
Лепка способствует совершенствованию мелкой моторики рук, развивает мышление, память, внимание, воображение дошкольников. У ребенка формируется эстетический вкус. Он учится чувствовать и видеть прекрасное.
Чтобы интерес к лепке не угасал, соедините ее с игрой. Ведь основной вид деятельности дошкольников—игра. Лепите вместе с ребенком, играйте с ним.
Это интересно!
Подрабатывая няней в семье, я заметила, что мой воспитанник Егор заинтересовался пластилином. Ему было 2 года 8 месяцев. Мальчик просил меня слепить то собаку, то самолет, то стрекозу. С вылепленными поделками мы играли с ним. Когда я просила его лепить самому, он отвечал: «Я не умею». Но постепенно он стал самостоятельно выполнять какие-то действия. Егор отщипывал зернышки для курочки, катал колбаски для щенка, ягоды для мишки. Ему очень нравилось придумывать новые образы и изготавливать вместе со мной разные фигуры. В 5 лет ребенок уже мог самостоятельно лепить более сложные поделки: животных, людей, транспорт.
Виды лепки
Какие же виды лепки существуют?
Различают несколько классификаций видов лепки:
- по содержанию детских работ;
- по способу изображения;
- по форме.
Рассмотрим каждую из данных видов классификаций.
Виды лепки по содержанию детских работ
В зависимости от содержания детских работ лепка делится на:
- предметную;
- сюжетную;
- декоративную.
Предметная лепка

Важно знать!
Предметная лепка— это создание объемных изображений предметов с помощью пластических масс, глины, пластилина.
Уже в полтора года ребенок начинает проявлять интерес к лепке. Но данный процесс носит характер совместных действий со взрослым. Малыш познает свойства глины: ее вязкость, пластичность, но изобразить ничего не может. Его увлекают игровые действия с глиной. Например, он отрывает комочки от нее, накладывает их друг на друга. Такой период называется доизобразительным.
В период с 2 до 3 лет детей учат создавать простейшие изображения: колбаску, баранку, яблочки, лепешку, чашку, гриб, погремушку. В данном возрасте малыши уже не только действуют вместе со взрослым, но и самостоятельно. Но характерной особенностью их работ являются нечеткие изображения. Во время лепки малютки действуют всей рукой, а не пальцами. Слабо развит зрительный контроль за ее движением.
С 3 до 4 лет малышей продолжают учить изобразительным умениям и навыкам, уже полученным ими ранее. Замысел младших дошкольников еще не устойчив. Нет четкой связи движения руки и формы. Но процесс лепки вызывает у них чувство радости и удовлетворения.
Чтобы ребята представляли, что они лепят, им предлагают рассмотреть предмет, потрогать. Младшие дошкольники уже могут различать предметы по форме, цвету, величине и передавать их в лепке. Малыши изготавливают из пластилина несложные предметы, состоящие из 2-3 элементов: снеговика, неваляшку.
В 4-5 лет у детей еще нет четкого представления о строении и пропорции предмета, форма передается обобщенно, части скрепляются непрочно. Взрослый учит дошкольников передавать детали образа, плотно скреплять части между собой. Все больше внимания уделяется движению пальцев, а не руки (используются приемы оттягивание и прищипывание)
В 5-6 лет дети выделяют характерные детали образа с помощью налепов, стеки, лепят животных и людей в движении, проявляют творчество в создании изображения.
В 6-7 лет дошкольники передают особенности однородных предметов: разных сортов яблок, огурцов, характер героев. Дошколята используют различные способы лепки.
Сюжетная лепка

Важно знать!
Сюжетная лепка вводится со старшей группы. Это создание композиций из нескольких предметов, объединенных одной сюжетной линией.
Дошкольник в 5 лет имеет некоторый опыт создания животных, людей. Простейшей сюжетной композицией, которую он может составить, это изображение взрослого животного и его детенышей: коза с козлятами, овца с ягнятами. В данной сюжетной линии приемы, используемые детьми в лепке, повторяются. Дошкольники упражняются в их применении и передаче величин животных: большая мама, маленькие детеныши.
При составлении сюжета с однородными предметами важно также передать их движение, изменить позу другого животного. Композиция располагается на подставке из глины или пластилина толщиной 1-1,5 см.
После того, как дети научатся лепить однородные предметы, предлагаются более сложные темы. Например, «Девочка собирает ягоды», Мальчик играет в футбол». В них главная фигура знакома детям. Но лепить ее трудно, потому что она состоит из нескольких частей. Лепить другие предметы ребенку легко.
В подготовительной группе дошкольники самостоятельно подбирают сюжет для композиции. Они могут изображать эпизод из сказки или рассказа, брать сюжет из повседневной жизни. Например, «Мама с дочкой делают зарядку», «Дети пускают кораблики в ручейке».
Дошкольникам 6-7 лет нравится передавать динамичность фигур, взаимодействие героев. Но, увлекаясь отображением движений, они иногда забывают о форме, выполняют ее небрежно. Важно обращать внимание на точную передачу формы детьми. Для детализации фигур будущие школьники часто используют стеку, отражая характерные черты персонажа.
Уже во 2 младшей группе создаются коллективные работы, объединенные одним сюжетом. Каждый ребенок лепит свое изделие. а затем все работы объединяются в одну общую. Например, «Неваляшки водят хоровод.»
В старшей и подготовительной группах дается задание: сделать сюжетную композицию вдвоем. Создавая общий сюжет, воспитанники совместно обдумывают расположение фигур, позу каждой из них.
Декоративная лепка

Важно знать!
Декоративная лепка—это создание детьми народных игрушек и посуды, их роспись, изготовление декоративных пластин, сувениров.
Еще в первой младшей группе у малышей наблюдаются попытки украшать лепешки, делая пальцем углубления в них. Но это еще не декоративная лепка.
Во 2 младшей группе дети делают налепы с помощью шариков, располагая их по краю и в центре изделия. Малыши укладывают диски полосками из столбиков или переплетают их в виде сетки.
В средней группе дошкольники лепят посуду двумя способами:
- вдавливанием округлой и цилиндрической формы для получения чашки;
- загибанием внутрь дискообразной формы и разравниванием концов (тарелка).
Дошкольники 4-5 лет передают особенности изделия (печенье «звездочка») , сжимая пальцами края пластилина. Они украшают вылепленные хлебные изделия (батон, пельмени), защипывая края, украшая их колечками.
В старшей группе дошколята учатся лепить дымковские изделия: барышню. конька. Так, дымковскую барышню изготавливают из вылепленного конуса. Для того, чтобы сделать талию , прижимают конус пальцами с двух сторон. Из конуса вытягивают шею, на которую крепят голову. Чтоб получить кокошник, можно прищипнуть пальцами несколько раз вверху головы. Руки выставляются в виде валиков на пояс. Воротник у платья выделяется пальцами.
Коня лепят из валика цилиндрической формы. Сначала его сворачивают в дугу, разрезают стекой ноги и отводят в сторону. Валик сгибают. Это шея и голова. Шею примазывают к туловищу. Прищипыванием формируют гриву. Хвост лепят отдельно.
В старшей группе вводится новый способ лепки посуды—ленточный. Ко дну-диску прикрепляют расплющенный цилиндр. Дошкольники украшают декоративные пластины, изготавливают бусы, посуду для игры.
В подготовительной группе вводится новый способ изготовления дымковской барышни: голову и кофту лепят из одного куска, а юбку-колокол —из другого. Колокол-юбку мастерят из расплющенного пласта и скручивают. Руки прикрепляются отдельно, а украшения-оборки на юбку: кокошник, пуговицы выполняются с помощью налепов. Посуда создается в подготовительной группе из колец, положенных друг на друга, или с помощью выбирания стекой лишнего пластилина из цилиндра или шара.
Виды лепки по способу изображения
По способу изображения виды лепки бывают:
- с натуры;
- по памяти;
- по замыслу.
Виды лепки.Лепка с натуры

Данный вид лепки развивает у детей умение выделять в модели основные его части, определять их соотношение. Во время работы важно научить дошкольников сравнивать свой образ с натурой, исправлять свои ошибки.
Требование к натуре:
- Цвет игрушки или скульптуры должен быть спокойным, неярким, чтобы не отвлекать внимание ребенка от восприятия формы и пропорций.
- Предмет выбирают простой по форме. В качестве натуры обычно предлагают овощи, фрукты, игрушки, посуду.
- Натуру располагают на возвышении, чтобы ее видели все дети.
- Модель нужно брать крупнее, чем будущая работа ребенка.
- Важно предоставить возможность поворачивать натуру в разные стороны во время работы. Светлый предмет следует показывать на темном фоне, темный—на светлом. Для этого готовится картон, обклеенный с одной стороны темной, с другой—светлой бумагой.
Лепка по памяти
Дошкольники лепят по памяти те предметы , которые лепили или рассматривали недавно. Возможно, они запомнили движение рук воспитателя при показе способа изображения, а затем через некоторое время его воспроизвели.
Лепка по замыслу

Важно знать!
В лепке по замыслу основной задачей является самостоятельный выбор темы лепки, выразительных средств и приемов изображения с опорой на умения и навыки, полученные впечатления.
Лепка по замыслу проводится уже во второй младшей группе. Но замысел многих малышей беден, он сводится к повторению поделок, производимых на занятии вместе с воспитателем. Лишь некоторые дети лепят предметы и начинают с ними играть.
Чтобы повысить интерес к лепке и расширить замыслы детей, воспитатель в данной группе несколько занятий уделяет игре с вылепленными предметами. Он рассказывает детям сказку и некоторые фигуры сразу же лепит («Колобок», «Курочка Ряба»).
Дети 3-4 лет уже в конце года лепят по собственному замыслу хорошо знакомые формы (шар, столбик), придумывая все новое сходство с ними: зернышки для птиц, леденцы для кукол.
В средней группе воспитатель в лепке по замыслу помогает вылепить ту или иную форму, советует, иногда показывает на отдельном куске глины, как вылепить ту или иную часть предмета, тщательно размазать место соединения деталей.
Старшие дошкольники лепят по замыслу не только на занятии, но и в свободное время, придумывая игрушку для своей игры. Иногда воспитатель предлагает дошкольнику выбрать для себя игрушку, которую бы он вылепил, продумать приемы выполнения ее частей, их соединений. Чаще всего дети в старшей группе лепят на основе наблюдений.
В подготовительной группе воспитатель предоставляет дошкольникам большую возможность выбора темы. Если ребенок затрудняется в выборе темы, взрослый может лишь напомнить об интересных событиях, эпизодах сказок, но выбрать тему должен он сам. Будущий школьник лишь обращается к воспитателю за советом, как украсить изделие или каким образом слепить ноги у человека, чтобы он стоял.
Виды лепки по форме
По форме различают объемную и рельефную (полуобъемную) лепку.
Объемная лепка отличается от рельефной тем, что скульптурный образ можно рассмотреть со всех сторон. В рельефной лепке изображение неотделимо от основы(плоскости). Основой может быть объемный предмет, например, ваза, или плоская форма в виде прямоугольника, круга и т.д.
Рельефный узор, который углубляется внутрь основы, называется контррельеф. Если изображение поднимается над плоскостью более, чем на половину своего объема, то вы видите горельеф, меньше, чем на половину—барельеф.
Заключение
Виды лепки разнообразны. В нашей статье мы рассказали вам об их классификации и значении лепки для развития детей.
Вы узнали о том, что и как можно лепить с детьми дошкольного возраста и почему.
Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях.