Рисование ладошками

Рисование ладошками. 12 несложных идей для занятий в детском саду и дома

Рисование ладошками–нетрадиционная техника создания изображений. Ладошки можно превратить в животных, птиц, рыб, деревья и разные диковинные существа.

Сегодня мы познакомим с техникой рисования ладошками.

Вы узнаете, какие рисунки можно получить из ладошки.

Нетрадиционная техника рисования ладошками

Нетрадиционная техника рисования ладошками

У детей младшего возраста недостаточно развиты технические умения и навыки, поэтому некоторые из них испытывают страх перед белым листом бумаги. Нетрадиционные техники рисования помогают малышам преодолеть этот страх.

Во время знакомства с тем или иным нетрадиционным материалом педагог показывает лишь способ действия им, не предлагая готовый образец. Дети с удовольствием включаются в работу, самостоятельно придумывают образ, сюжет рисунка, придавая ему выразительность. В каждом рисунке отражается индивидуальность ребенка, его представление о предмете и явлении, отношение к ним.

Одним из нетрадиционных техник рисования является рисование ладошкой.

Рисование ладошками

  •   развивает координацию рук ребенка;
  •   формирует представление о цвете, форме и размере;
  •   способствует проявлению положительных эмоций малыша;
  •    развивает речь ;
  • повышает интерес к познанию окружающего мира, свойств и характерных особенностей предметов;
  • формирует представление о том, что с помощью отпечатка ладони можно получить забавные изображения.

Важно знать!
Рисовать ладошками можно с помощью пальчиковых, гуашевых и акварельных красок, восковых мелков, простых , цветных карандашей, фломастеров.

Краску наносят на ладошку с помощью кисти или губки. Можно окунуть ладонь в краску. Затем ее прикладывают в любом направлении к листу бумаги. Дети разглядывают отпечаток ладони, находят сходство с каким-то предметом, животным.

Если ребенок мал, и не в силах увидеть образ в отпечатке, то воспитатель или родитель могут подсказать ему: «Смотри, какая красивая лошадка получилась. Давай нарисуем ей глаза, гриву и хвост».

Рисовать можно и карандашами. Для этого на лист бумаги кладется ладошка и обводится мелком, карандашом, ручкой или фломастером.

Важно знать!
Ладошку малыша обводит мама, а в старших группах очерчивать ее контур дошкольники могут самостоятельно.

 Контур ладошки поворачивают в разные стороны, чтобы узнать, на что она похожа. Дорисовывают изображение и раскрашивают фломастерами или цветными карандашами. Взрослый помогает ребенку узнать образ, дорисовать детали, при этом разговаривая с ним, объясняя, что нужно делать дальше.

Рисование ладошками для детей в домашних условиях

Рисование ладошками для детей в домашних условиях

Если вашему ребенку исполнился только год, то вы с успехом сможете рисовать с ним ладошкой в домашних условиях.

Важно знать!
Для рисования ладошками подойдут пальчиковые краски. Желательно, чтобы малыш прежде попробовал рисовать пальчиками, понял, что краска оставляет след на бумаге. Пальчиковые краски лучше налить в блюдце и немного развести водой. На первых занятиях рисования ладошкой лучше брать 2-3 цвета, не больше.

Предложите ребенку нарисовать цветочки на полянке (на листе бумаги заранее нарисованы или наклеены стебли с листочками). Сначала мама показывает сама, как делать отпечаток, предварительно промазав ладонь краской.

«Какой красивый, большой цветок вырос на полянке. Но ему одному грустно и скучно. Давай нарисуем много красивых цветочков», –предлагает она.

Мама берет ладошку ребенка в свою и прикасается ею к стебельку. «Ой, какой красивый цветок получился. Молодец, Максим». Мама с малышом делают отпечатки ладошкой методом пассивных движений. Вытирают ладошку крошке влажной салфеткой или промывают в миске с водой, которую ставят на стол рядом. Опускают ладошку в блюдце с другой краской. Теперь ребенок сам делает отпечатки на бумаге. Мама хвалит его.

Рисуют с малышом от года до 3 лет на разные темы. Можно изобразить осьминожек, птиц, солнышко, бабочку, Главное, чтобы ребенку нравилось творить.

Когда малютка подрастет (в 3-5 лет) и научится пользоваться карандашом и закрашивать изображения, используют другой способ рисования ладошками. Сначала обводят ее карандашом, а затем превращают в насекомое, домашнего животного, овощи и фрукты. Можно рисовать сказку, например, «Теремок» или «Колобок», рассказывая ее вместе с ребенком.

Чем старше ребенок, тем лучше у него развито воображение, мелкая моторика рук. В 5-6 лет он уже сможет сам обводить ладошку, превращать ее в какие-то образы.

Рисование ладошками в младшей группе

Рисовать ладошками можно и в детском саду.

У детей 2-3 лет движения руки непроизвольны. Они не контролируются зрением.

Интересно знать!
Исследования Т.Г.Казаковой и Н. Я Шибаевой показали, что обучение детей третьего года жизни должно быть направлено на создание образа предмета или явления.

Коллективное рисование в первой младшей группе «Трава»

Коллективное рисование в первой младшей группе "Трава"

Лучше всего подготовить длинную полосу из листов бумаги, чтобы дети понимали. что трава растет на земле. Данный рисунок выполняется в следующей последовательности.

  1. Каждый ребенок наносит зеленый цвет на ладошку. У кого из детей не получается, воспитатель помогает.
  2. Малыши прикладывают ладошку к нижней части листа таким образом, чтобы пальцы смотрели вверх.
  3. Прижимают лучше к листу и держат несколько секунд.
  4. Убирают ладошку.
  5. Промывают ладошку под краном с мылом.

Коллективная работа «Прятки»

Воспитатель наносит краску на свою ладонь, пальцы закрашивает коричневой краской, а ладонь– желтой. Делает отпечаток своей ладони вверх пальцами. Дорисовывает ей пальцем глаза, рот, усы:

–Какой красивый человечек! Ты кто? – спрашивает воспитатель у него.

–Я папа», –изменив свой голос говорит она. –А почему ты такой грустный?

– Я играл со своими детьми в прятки и не могу их найти.

Воспитатель обращается к малышам с просьбой помочь ему найти своих детей.

Дети намазывают желтой краской ладошки и делают отпечатки на ватмане . Затем дорисовывают им глазки и ротик.

«Какие веселые человечки у нас получились! Папа очень рад, что детки нашлись», –говорит воспитатель.

Вторая младшая группа

Детям во 2 младшей группе знакомы домашние животные. Они знают, кто, как кричит, отличают животных от их детенышей.

Важно знать!
Малыши 3-4 лет уже могут рисовать округлые формы и прямые линии. Для них является еще сложным соединение нескольких форм, потому что аналитико-синтетическое мышление развито слабо. Поэтому изображать они могут только предметы из 2 разнородных частей, например, ладошку, как туловище животного, и голову круглой формы.

Кроме того, они уже умеют определять основные цвета и называть их. Данную способность можно использовать при самостоятельном выборе ребенком цвета изображения

Рассмотрим последовательность выполнения некоторых из таких работ.

«Кошка»

"Кошка"

Дети рисуют на половинке альбомного листа пальчиковыми или гуашевыми красками.

  • малыши выбирают цвет окраса животного и начинают наносить на ладошки краску;
  • делают на ней пятна другого цвета, полосы;
  • прикладывают ладонь к бумаге вниз пальчиками;
  •  вытирают ладошку влажной салфеткой;
  • рисуют красками или фломастерами круг и закрашивают голову кошки;
  • дорисовывают ушки, глаза, нос;
  • по желанию дети рисуют солнце, траву.

Коллективная работа«Подсолнух»

"Подсолнух"

Ватман кладется вертикально. На нем воспитатель рисует длинный, зеленый стебель, листья подсолнуха и коричневый круг. Малыши смачивают ладошку желтой краской, но большой палец оставляют сухим. Вокруг круга дети ставят отпечатки ладонью и 4 пальцами плотно друг к другу.

Пальчиками младшие дошкольники набирают черную краску и ставят точки-семечки внутри круга.

Рисование ладошками в средней группе

Новым в обучении детей средней группы является ритмичное построение рисунка.

Коллективные работы по рисованию ладошками помогают детям самостоятельно определить свое место в рисунке, а не по показу воспитателя.

Рассмотрим коллективные работы, которые помогут передать строение объектов с помощью ритмично расположенных отпечатков, согласовывать свои действия с действиями других детей.

«Вишня в цвету»

"Вишня в цвету"

На большом листе бумаги до занятия воспитатель или несколько дошкольников рисуют коричневый ствол с ветками .

Каждый ребенок наносит зеленую краску на ладошку. Все пальцы соединяют вместе и касаются ладошкой листа бумаги. Край ладони располагается близко к веткам. Дети могут разместить листья-ладошки, как угодно, вверх или вниз пальцами, в правую или левую сторону.

Когда дерево и листва нарисованы, вишневый цвет изображают ватными палочками. Для этого их окунают в розовую или белую краску, делают отпечатки на листве одиночными тычками или пучком.

Коллективная работа «Баба яга»

Коллективная работа "Баба Яга"

Дети привыкли, что баба Яга злая, старая и противная. Но бывает ли веселая Бабка Ежка и надо ли ее бояться? Об этом говорит весёлая песня «Бабка Ежка» (Мультиварик ТВ), которые дети очень любят.

Педагог предлагает детям сделать Бабе Яге красивую прическу и нарядить ее.

Воспитатель рисует на ватмане веселую Бабу Ягу. Дети делают из отпечатков ладошек волосы и украшают платье.

Рисование ладошками «Цыплята»

Рисование ладошками "Цыплята"

На занятии воспитатель может использовать разнообразные приемы: загадывание загадки о цыплятах, чтение четверостиший, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, дидактическую игру.

Дети рисуют цыплят каждый на своем листе. Они намазывают ладошку желтой краской и ставят отпечаток на альбомном листе.

Цыплят можно рисовать по-разному. Если ладошка смотрит вниз, то на 2 пальцах они изображают лапки. Большой палец и мизинец дошкольники превращают в крылышки. С помощью кисти ребята дорисовывают цыпленку глаза, клюв, перышки на голове.

Когда ладошка смотрит вверх, закрашивать ее не нужно. Над пальчиками нужно нарисовать голову, сбоку– крылышки, а у основания ладони–лапки.

Рисование ладошками в старшей группе

Старшие дети в отличие от младших и средних могут обвести ладошку карандашом и выбрать художественные материалы для рисования: краски, фломастеры. Все перечисленные ниже работы можно рисовать, прикладывая намазанную краской ладошку к бумаге или обводя ее контур, а затем закрашивая фломастерами.

У детей старшего дошкольного возраста расширяется опыт изображения различных животных, явлений, предметов благодаря наблюдению окружающей действительности, чтению художественной литературы. Поэтому старшие дошкольники могут рисовать не только те объекты, которые непосредственно воспринимают, но и вымышленные персонажи (сказочных героев) и те, которых никогда не видели (животных жарких стран).

 «Змей Горыныч»

"Змей Горыныч"

Дети очень любят слушать сказки, знают добрых и злых героев.

Чтобы превратить ладошку в огнедышащего Змея Горыныча, нужно окунуть ее в оранжевую краску,можно в зеленую, прижать к листу бумаги вверх пальцами и убрать. Когда краска высохнет, дети подрисовывают головы чудовища, зубчики на спине, крылья, лапы и огонь изо рта.

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Взрослый вырезает форму круглого аквариума. Дети намазывают гуашь на ладошку кисточкой полосами разного цвета, а затем ставят отпечаток на листе бумаге в разные стороны.

Как только рыбка высохнет, они подрисовывают пальцами глаза, рот и ставят точки по телу рыбы. Это чешуя. Пальчиком можно дорисовать камешки на дне, пузырьки, отходящие от рыбок. Дошкольники рисуют пальчиком прямые и волнистые линии и отходящие от стебелька короткие листочки.

Рисование ладошками в подготовительной группе

Рисунки в подготовительной группе более сложные. Дошкольники могут передавать не только общие признаки предметов, но и их индивидуальные особенности.

Дети овладевают композиционными умениями. Они могут отображать в рисунке связь и отношения между персонажами, воспроизводить обстановку и дополнительные элементы картины.

Предлагаем некоторые темы рисунков ладошками для детей подготовительной группы.

Коллективная работа «Лягушачий хор»

Коллективная работа "Лягушачий хор"

А вы когда-нибудь слышали лягушачий хор? Веселые лягушки выстроились на болоте. Они дружно поют, и им весело. Кто-то сидит на листе кувшинки, а кто-то поет лежа, махая ладошкой в знак приветствия.

Воспитатель готовит сине-фиолетовый фон. В нижней части листа видны контуры листьев кувшинок, лилий, нарисованные педагогом. Этот ряд делит ватман на 2 части. Нижняя часть больше, потому что на ней будут изображены поющие лягушки.

Коллективная работа проводится на 2 занятиях. На первом занятии дети ставят отпечатки ладошек в ряд вдоль линии, которую обозначил воспитатель. Это листья осоки. Они подрисовывают зеленой краской стебли, коричневой–камыши, на пальцах–цветы. Дошкольники раскрашивают лилии, листья кувшинок, рисуют бабочку.

На втором занятии на листьях кувшинок дошкольники рисуют зеленым цветом круглую голову и овальное туловище лягушек. От туловища они проводят руки и ноги в разные стороны. Намазывают ладони зеленой краской, припечатывают их к рукам и ногам лягушек под углом.

Подрисовывают на голове черные глаза с белыми пятнышками, большой приоткрытый рот.

Рисование пейзажа «Пальма и море»

Рисование пейзажа "Пальма и море"

В подготовительной группе дети умеют рисовать пейзажи на любую тему. Большое значение для пейзажа имеет фон. Лучше приготовить его заранее: синее небо и море, желтый песок.

Дошкольники рисуют кистью ствол пальмы. К верхней части ствола дети прикладывают 3 ладошки с предварительно нанесенным на нее зеленым цветом.

Когда пальма немного высохнет, на ней можно краской или фломастером нарисовать обезьянку, бананы, кокосы, на песчаном берегу– камни, ракушки и морские звезды.

«Ласточкино гнездо»

Ласточкино гнездо

До занятия обязательно нужно рассмотреть ласточек, рассказать о них, обратить внимание на их хвост, на гнездо и птенцов.

Дети намазывают ладошку и 4 пальца кистью: верхнюю часть белого, а нижнюю–черного цвета.

Прикладывают ладошку вверх пальцами и прижимают к листу бумаги. Другая такая же ладошка будет с противоположной стороны. Это крылья ласточки, белая грудка. Дорисовывают голову, клюв,глаза.червячка в нем, хвост в виде вилки. Крылья можно расположить и по- другому (обе ладошки вверху.)

Рисуют гнездо полукругом. Оно расположено у ласточки на обрывах, карнизах зданий, в пещерах. Пусть каждый ребенок подумает, где живут его ласточки.

Внутри гнезда дошкольники рисуют птенчиков с открытым ртом. Они просят есть. Можно нарисовать только головы и клюв, а можно– тело птенцов, выглядывающих из гнезда.

До рисования дошколята могут нарисовать фон. С фоном работа лучше смотрится.

Заключение

Рисование ладошками помогает разнообразить изобразительную деятельность детей, создать интересные образы окружающего мира.

Сегодня мы познакомили вас с техникой рисования ладошками, рассказали о том, как вы можете научить ребенка этому способу в домашних условиях. Вы узнали о характерных особенностях рисования в младшей, средней, старшей и подготовительной группах, а также о поэтапном создании образов на определенные темы.

Надеемся, что наши идеи и советы помогут вам в развитии у детей творческих способностей и художественного вкуса. Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться опытом рисования с детьми в данной технике, пишите в комментариях.

Похожие статьи
Прокрутить вверх
Пролистать наверх