Рисование ватными палочками является нетрадиционной техникой, которая просто и легко позволяет детям создавать красивые изображения.
Сегодня мы расскажем о том, как называется точечное написание картин художниками, когда оно возникло, и кто основатель данного стиля в изобразительном искусстве.
Вы узнаете о том, как рисовать ватными палочками и какие работы можно создавать в этой технике с детьми.
Как называется рисование ватными палочками
Техника точечного рисования (пуантилизма) возникла в конце 19 века, в 1885 году. Открыл её художник Жорж Сера. «Pointiller» означает «писать точками.»
Точечное нанесение мазков имеет и другое название– «дивизион» (неоимпрессионизм). «Division»– «дробление» в переводе с французского языка.
Жорж Сера считал, что с помощью чистых мазков можно передать интенсивность цвета.
Интересно знать!
Изображение получается нежным и невесомым. Отдельные точечные или прямоугольные мазки находятся на некотором расстоянии друг от друга. Оттенки не смешиваются между собой. Вблизи изображение размытое. Лишь на небольшом расстоянии образы чётко видны, т.е. создаётся оптический эффект слияния точек разного цвета в изображение. Неоимпрессионисты пришли к выводу, что, чем меньше точки, тем объёмнее смотрится картина.
Художники наносили точки масляными красками. Неоимпрессионисты позднее стали использовать и другие материалы: акварель, карандаши, раскрашенные колышки, графику.
Техника рисования ватными палочками
Рисование ватными палочками широко используется в детском саду, в школе.
Воздушными и лёгкими в данной технике смотрятся пейзажи, цветы, деревья. С помощью ватных палочек дети рисуют также животных, насекомых, птиц, абстрактные узоры.
В качестве художественных материалов используются акварель, пальчиковые краски, гуашь или акрил.
Важно!
Для каждого цвета нужна отдельная ватная палочка. Наносят краску на бумагу тычками, чуть прикасаясь краем палочки к ней и сразу убирая ее. Ватную палочку держат вертикально. На листе остается цветовой след. Промывать палочки не нужно.
Точки ставятся на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от желания рисующего. Можно нанести их близко друг к другу, а можно и далеко друг от друга.
Иногда рисуют не одной, а пучком палочек. В каждом пучке может находится от 2 до 10 штук). Они скрепляются между собой резинкой или скотчем. Пучком изображают гроздья рябины, цветущие ветки, луговые цветы.
Рисование ватными палочками цель
Важно знать!
Цель–это конечный результат, которого педагог хочет достичь в процессе обучения дошкольников. Задачи представляют собой способы достижения данной цели.
Цель и задачи при рисовании ватными палочками различны. Они зависят от возраста детей.
Рассмотрим, как меняются цель и задачи по обучению детей рисованию ватными палочками по мере их взросления.
Первая младшая группа
Цель: формирование у детей интереса к рисованию ватными палочками.
Задачи
- Познакомить детей со свойствами материалов. Сформировать у малышей представления о том, что с помощью ватных палочек и красок можно оставлять след на бумаге в виде точек и линий.
- Познакомить детей с приемами рисования краской и ватными палочками.
- Научить детей видеть в рисунке взрослого изображение какого-то предмета и дорисовывать его.
- Совершенствовать движения руки и мелкую моторику пальцев.
Вторая младшая группа
Цель: формирование у детей умений и навыков по созданию изображений с помощью ватных палочек.
Задачи
- Учить младших дошкольников находить сходство с предметом, отображать его в своих рисунках.
- Развивать умение детей проводить ватными палочками линии и ритмично наносить цветные точки.
- Закрепить технические умения и навыки: правильно держать ватную палочку, опускать ее в краску, при рисовании придерживать лист бумаги рукой.
- Развивать усидчивость.
Средняя группа
Цель: формирование умений передавать впечатление от окружающей действительности в процессе рисования ватными палочками.
Задачи
- Упражнять детей в создании изобразительного образа с помощью ватных палочек и красок.
- Совершенствовать цветовое восприятие.
- Закреплять умение составлять узоры на полосе, круге, квадрате, ритмично выполняя мазки ватными палочками.
- Развивать психические процессы ребенка: внимание, память, мышление, творческое воображение.
- Вырабатывать у дошкольников способность воплощать в рисунке свой замысел.
Старшая группа
Цель: развитие у детей творческих способностей в процессе рисования ватными палочками.
Задачи
- Систематизировать знания детей о технике рисования ватными палочками.
- Закреплять умение обрисовывать контур точками, заполнять внутреннее пространство изображения тычками одной или несколькими ватными палочками.
- Развивать речь детей. Совершенствовать умение рассказывать о том, что нарисовал.
- Улучшать способность старших дошкольников анализировать свои работы и работы других ребят.
- Развивать эстетический вкус у детей.
Подготовительная группа
Цель: формирование у дошкольников способности творчески использовать приемы рисования ватными палочками при создании собственных изображений.
Задачи
- Обобщать знания детей о пуантилизме, как стиле рисования.
- Совершенствовать навыки работы с ватными палочками.
- Углублять знания о способах рисования ватными палочками.
- Расширять знания детей о том, как можно передать настроение художника с помощью подбора цветовой гаммы рисунка.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
1 класс
Цель: развитие у школьников способности выразительно изображать образы, объединенные общим содержанием, используя точечную технику рисования.
Задачи
- Совершенствовать у детей умение самостоятельно выбирать средства передачи настроения рисунка.
- Развивать у младших школьников чувство композиции.
- Создать условия для развития у детей креативного мышления, творческого воображения.
- Развивать у детей эстетическое восприятие, художественный вкус.
Рисование ватными палочками в младшей группе
Рисовать ватными палочками дети могут уже с года вместе с мамой, когда уже освоят рисование пальчиками и ладошками.
Но лучше всего обучать детей данному способу изображения с 2 лет в домашних условиях или совместно с воспитателем с первой младшей группы.
Рассмотрим особенности обучения детей младшего возраста.
Дети 2-3 лет
В 1 младшей группе, т.е. с детьми 2-3 лет воспитатель при знакомстве с рисованием ватными палочками использует метод пассивных движений. Преодолев свой страх в действии новым инструментом, малыши пытаются дорисовать предмет, который изобразила воспитатель: продолжает вести стебли у цветов, ниточки у шаров, ставить следы животных, капли дождя.
Вместо нарисованных предметов можно взять шаблон рисунка или сделать аппликацию. Сотворчество педагога или мамы с малышом помогает ему воспринять 2 изображения: незаконченное и завершенное. С удовольствием малыш находит элементы рисунка, которые он нарисовал.
Для рисования нужно приготовить фон из цветной бумаги. Сочетание фона и точек вызывает у детей ассоциации с каким-то образом: огоньки в вечернее время, разноцветные листья осени.
Интересно знать!
Повысить интерес к занятию помогает сюрпризный момент, когда появляется какая-то игрушка, например, петушок. Малыши общаются с петушком, зовут его: «Иди». На вопрос воспитателя, как он кричит, дети отвечают: «Ку-ка-ре-ку!». Когда игрушка прячется, они ее ищут. «Где петушок? –спрашивает воспитатель. – Вот он.» Повторное появление игрушки вызывает у детей чувство восторга. Педагог предлагает нарисовать зернышки для петушка, покормить его.
Большое значение для малышей является рассматривание рисунка. Взрослый помогает детям не только увидеть, что изображено, но и будит их фантазию. Например, «Как много следов на снегу. Какие животные пробежали в лесу?»
Дети 3-4 лет
Рисование детей 4 года жизни отличается от рисования детей 2-3 лет тем, что у них появляются отчетливые изображения. Дошкольники уже умеют проводить прямые и округлые линии, передают характерные черты образа: у зайца длинные уши, у мишки они небольшие и круглые.
Перед рассматриванием предмета дети выполняют формообразующие движения, обводя предмет по контуру и называя его форму. Если предложить младшим дошкольникам обвести контур точками с помощью ватных палочек, то они с удовольствием выполнят данную задачу.
Сделать контур и заполнить точками полностью фигуру они не смогут, потому что малыши быстро утомляются от однообразных движений. У них еще недостаточно хорошо развито движение руки, а на выполнение тычков тратится много времени.
Занятие по рисованию с детьми второй младшей группы длится 15 минут. За это время с ними рассматривают иллюстрацию, показывают и объясняют технику работы, используют художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку, игровые приемы. Так что на рисование с детьми остается не более 10 минут, возможно, меньше.
Обычно воспитатель рисует готовое изображение, а дети заполняют его точками.
Привлекает внимание детей игровой прием, беседа от имени персонажа. Например, мишка просит раскрасить шары для праздника, а зайчик –зажечь на небе звезды, чтобы было светло; божья коровка потеряла пятнышки на спинке, просит их вернуть.
Легче всего детям дорисовать готовое изображение: нанести жирафу на тело пятнышки, украсить горошком красивое платье куклы, добавить к стеблю с листьями ягодки.
Воспитатель рисует животных, деревья, фон, рассказывает им о том, как помочь персонажам на рисунке, а младшие дошкольники самостоятельно дорисовывают с помощью ватных палочек капли дождя, конфетти, вылетевшее из хлопушки, украшают шарами елку, одуванчиками зеленую полянку. Действия ватной палочкой дети делают самостоятельно.
Рисование ватными палочками в средней группе
Для рисования ватными палочками в средней группе подойдут шаблоны.
Ребята пятого года жизни могут полностью заполнить изображение точками, как в шаблоне, так и в собственном рисунке, а могут лишь обвести его контуры, а внутреннее пространство закрасить гуашью.
Средние дошкольники выполняют простейший узор на круге, полосе, квадрате (украшают коврик, шарф), ритмично нанося точки на бумагу, сочетая их по цвету.
Рисование ватными палочками в старшей группе
Дети данной группы сначала рисуют изображение простым карандашом самостоятельно, а затем обрисовывают контур или внутреннюю часть рисунка точками.
Рисунок может быть выполнен ватными палочками не полностью, а частично. Они могут изображать соцветия сирени с помощью ватных палочек, а листья закрашивать кистью.
Старшие дошкольники рисуют на белой бумаге или предварительно готовят фон для работы.
Подготовительная группа
Чем старше дети, тем сложнее их работы. Будущие школьники знакомятся с произведениями изобразительного искусства: живописью, графикой. Им показывают картины художников — неоимпрессионистов, выполненные в виде точечных мазков.
Все чаще дошкольники рисуют натюрморты, пейзажи, животных, людей, сочетая обычные технические приемы и рисование ватными палочками.
Иногда они создают целые картины, включая и элементы фона. Занятие в подготовительной группе длится 30 минут. Иногда времени у подготовишек не хватает, чтобы закончить начатую работу. На первом занятии они придумывают сюжет и рисуют набросок простым карандашом, закрашивают фон. На втором занятии дошколята украшают рисунок ватными палочками.
Познакомим вас с поэтапным рисованием некоторых работ в стиле пуантилизма.
Рисование ватными палочками сирени
Рисуют сирень на белом листе, цветной бумаге или предварительно нарисованном фоне. Иногда дошкольники или школьники закрашивают фон после того, как нарисован основной рисунок.
Перед рисованием сирени загадывают дошкольникам загадку.
Рассматривают сирень с натуры или картину П.П. Кончаловского «Сирень».
На картине художника «Сирень» видно, что сквозь воду в банке видны стебли и листья. Проводят опыт на преломление света «Сломанный карандаш». Объясняют его. Обращают внимание дошкольников, что стебель над водой прямой, а в воде он немного смещается.
- Дети рисуют простым карандашом стебель, листья, соцветия, банку, стол. Форма соцветий произвольная, но снизу она чуть шире, а вверху сужена и закруглена.
- Дошкольники разводят акварельную краску или берут гуашь.Сначала рисуют часть стола и банку с водой на нем.
- Набирают на кисть коричневую краску и проводят стебли. Рисуют листья сердцевидной формы и закрашивают их.
- Ватную палочку опускают в фиолетовую краску,затем обводят ею контур соцветий, прикасаясь к карандашному наброску и сразу же убирая её.
- Затем ставят точки внутри формы. Можно делать тычки не одной палочкой, а несколькими. Для этого их скрепляют скотчем, макают в краску и делают тычки.
- Таким же образом рисуют и другие соцветия одним цветом или разными. Например, фиолетовым и белым. Дети постарше (в подготовительной группе) в некоторых местах соцветий ставят точечные мазки малиновым цветом.
- На листьях рисуют прожилки: посередине линию и от неё в стороны линии покороче. Банку, листья и стебель можно закрасить не сплошным пятном, а точками с помощью ватных палочек.
Рисование одуванчиков ватными палочками
Одуванчики рисуют поэтапно.
Закрашивают фон: синее небо, зелёную траву.
- Ватную палочку окунают в белую гуашь и тычками рисуют круглую форму.
- Заполняют точками внутреннее пространство цветка.
- Соединяют точки полосами в центре круга тонкой кистью.
- Рисуют несколько белых одуванчиков.
- Желтые одуванчики изображают удлиненными мазками, проведенными по кругу.
- Дорисовывают стебли, листья, траву.
Рисование ватными палочками цветов
Изображают цветы в следующей последовательности:
- тонкой кистью набирают зелёную гуашь и рисуют тонкие стебли снизу вверх разной высоты;
- ватной палочкой набирают синий тон и ставят точечные тычки по стеблю с обеих сторон таким образом, чтобы цветы выглядели пушистыми. Край стебля внизу оставляют незакрашенным;
- рисуют цветы другого оттенка:
- рисуют траву.
Цветы можно нарисовать и по -другому.
- На нарисованном фоне или цветной бумаге рисуют небольшие круги простым карандашом.
- Пучком ватных палочек закрашивают круг синей краской.
- На этом же цветке делают тычки пучком ватных палочек белого цвета, оставляя часть синего пятна.
- Аналогичным образом рисуют другие цветы любого оттенка.
- Проводят короткие стебельки и примакиванием листья.
- Набирают розовую краску ватной палочкой и делают небольшие цветочки с 5-6 лепестками и сердцевинкой другого оттенка. Также рисуют мелкие цветочки другого цвета.
- Дорисовывают крупные листья и прожилки на них.
Цветущее дерево на закате
В данной работе ватными палочками рисуют лишь цвет вишни.
Рассмотрим пошаговый план выполнения рисунка:
- проводят линию горизонта простым карандашом чуть ниже половины листа бумаги. Он будет разделять небо и его отражение в воде;
- рисуют фон. В середине листа оставляют немного белого цвета, а вокруг него со всех сторон закрашивают бумагу желтым оттенком. По всем четырем сторонам от желтого цвета делают красные мазки, выше и ниже красного цветового пятна наносится малиновая краска. Затем рисуется сине-фиолетовая полоса неба и соответственно ее отражение ниже горизонта;
- на линии горизонта рисуют холмы коричневой краской;
- изображают 2 ветки вишни. Сначала ствол толстый, затем он сужается. От него отходят ветки;
- с помощью связанных ватных палочек(3-4) рисуют белые цветы;
- одной ватной палочкой добавляют немного розовых цветов;
- зеленой краской рядом с цветами примакиванием изображают листья.
Заключение
Рисование ватными палочками–техника, с помощью которой получаются оригинальные рисунки. Техника рисования проста, но в то же время с ее помощью можно создавать довольно сложные работы не только детям, но и взрослым. Уметь рисовать при использовании данной техники необязательно. Достаточно взять шаблон, подобрать цвета и нанести на изображение точки.
Мы рассказали вам, как обучать детей рисованию ватными палочками, как называется данный стиль рисования. Вы познакомились с пошаговой инструкцией рисования сирени, одуванчиков и других цветов, вишни на фоне заката. Дети очень любят рисовать в данной технике. Некоторые фотографии работ, которые рисовали наши дети в старшей группе представлены выше.
Уверены, что ваш ребенок создаст настоящие шедевры с помощью этой техники, и вы будете гордиться его творческими способностями. Если у вас возникли вопросы, вы можете задавать их в комментариях.